Налогообложение в международном бизнесе

В настоящее время в мире все сильнее идет процесс глобализации. В усиленном темпе развиваются новые ТНК. В связи с этим предпринимателям приходится узнавать что-то новое о ведении бизнеса в других странах. Предметом исследования становится и налогообложение. Самая главная проблема – двойное налогообложение. Чтобы избежать его, предприниматели стараются открывать фирмы в оффшорных зонах, что в какой-то мере ведет к ухудшению экономик стран и риску со стороны бизнесмена.

Цель работы: исследование налогообложения в международном бизнесе.

Задачи работы:

1) Налогообложение в международном бизнесе.

2) что такое двойное налогообложение и каковы способы его ликвидации.

3) Определение оффшорных зон и их квалификация.

4) Обложение налогами иностранных компаний различными государствами.

Объектом исследования является налогообложение в международном бизнесе.

Предметом является оффшорные зоны и двойное налогообложение.

Налогообложение в международном бизнесе изучено достаточно широко. Есть множество книг, посвященных данной теме.

Киреева Е.Ф. Налогообложение в международной экономической практике: основы организации международного налогообложения.

Людмила Полежарова: Международное двойное налогообложение: механизм устранения в Российской Федерации

Для того, чтобы разобраться в особенностях налогообложения в международном бизнесе, нам необходимо иметь хоть малейшее представление о налоговых системах зарубежных стран.

В настоящее время в зависимости от роли различных налоговых платежей в доходах бюджетной системы различают четыре вида моделей налоговых систем.

· Англосаксонская модель ориентирована на прямые налоги с физических лиц. В то время как доля косвенных налогов в доходах незначительна. Данная модель применяется в Великобритании, Дании, Канаде, США и др.

· Евроконтинентальная модель отличается высокой долей социальных платежей и значительным удельным весом косвенных налогов. По данной модели построены налоговые системы Германии, Франции, Испании и др.

· Латиноамериканская модель рассчитана на сбор налогов в условиях инфляционной экономики. В связи с малыми доходами населения прямым налогам не отводится существенная роль. В то время как косвенные налоги существеннее реагируют на инфляцию, благодаря чему защищают бюджет от инфляции. Косвенные налоги не требуют развитого аппарата налоговых служб и сложной системы расчетов. Поэтому данная модель применяется в менее развитых странах. Например в Чили, Перу и др.

· Смешанная модель сочетает в себе черты предыдущих моделей и применяется многими государствами, для того, чтобы избежать зависимости бюджета от отдельного вида или группы налогов и диверсифицировать структуру доходов.

Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что за счет прогрессивного налогообложения экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не косвенных налогов.

Глобализация современной экономики, расширение международных хозяйственных связей, участие в многосторонних операциях все большего числа стран приводят к необходимости постоянного внесения изменений в налоговые системы государств.

Различия налоговых систем влияют на их конкурентоспособность, которая определяется способностью хозяйственного комплекса производить поступающие в международный оборот товары и услуги с меньшими издержками, чем другие страны. Очевидно, что при прочих равных условиях страна с меньшим налоговым бременем получает преимущества, поскольку цены на поставляемые на мировой рынок товары ниже, чем у конкурентов.

Совсем недавно (90-е годы) активизировалось стремление государств к гармонизации (унификации) своих налоговых систем, главными задачами которой являются координация налоговой политики всех государств, сближение принципов и методов налогообложения, установление одинаковых налоговых ставок, т.е. придание налоговым системам единообразия.

Гармонизация – согласование общих подходов и концепций, совместная разработка правовых принципов и отдельных решений. Данные процессы должны происходить последовательно и синхронно.

Унификация – введение в действие общеобязательных юридических норм и правил. Основными целями унификации являются установление единообразного порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений, создание единого рынка со здоровой конкуренцией, без предоставления кому-либо преимуществ.

Основными направлениями гармонизации являются:

-унификация косвенных налогов;

-унификация прямых налогов, в том числе осуществляемая путем заключения правительствами отдельных стран двусторонних и многосторонних налоговых соглашений;

-универсальная унификация налоговых систем.

Можно привести такой пример унификации косвенного налогообложения, как Европейский Союз, в рамках которого ведется интенсивная работа по гармонизации косвенных налогов. Это создание Таможенного союза.

Задачу унификации прямого налогообложения в первую очередь выполняют международные налоговые соглашения, в частности соглашения об устранении двойного налогообложения. В соответствии со ст.7 Налогового кодекса РФ международный договор имеет приоритет над национальным законодательством. Этот порядок распространяется и на все соглашения об избежании двойного налогообложения, которые РФ заключила с другими странами, что регламентировано международным налоговым правом, регулирующим в том числе и международные налоговые отношения.

Основными аспектами международных налоговых отношений являются:

1)налогообложение доходов, полученных резидентами из-за рубежа;

2)налогообложение доходов, полученных нерезидентами т коммерческой деятельности на территории страны;

3)налогообложение доходов от международных перевозок;

4)налогообложение услуг в сфере международных экономических отношений;

5)сотрудничество по вопросам применения мер против уклонения от уплаты налогов.

Но как и во всех остальных аспектах жизни и связями между государствами существует ряд проблем в международных экономических отношениях.

Проблемы подразделяются на традиционные и новые.

Пример традиционных проблем:

-проблемы практического применения односторонних, двусторонних и многосторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;

-проблемы создания условий для международной экономической интеграции;

-проблемы налогообложения интеллектуальной собственности и доходов от ее использования при импорте и экспорте технологий.

К числу новых проблем можно отнести:

-проблемы налогообложения доходов от операций с производственными финансовыми инструментами;

-проблемы защиты конфиденциальности информации, передаваемой в рамках международного сотрудничества налоговых служб разных стран;

По содержанию международные налоговые соглашения подразделяются на следующие виды:

-соглашения о взаимных налоговых льготах;

-соглашения об избежании двойного налогообложения;

-соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах.

Актуальна необходимость заключения соглашений об оказании административной помощи по налоговым вопросам. Ведь налоговая преступность, характерная для стран, только вставших на путь рыночной торговли, дает позыв к созданию наднациональных структур и разрастанию «теневой» экономики. Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективная борьба возможна только в результате тесного взаимовыгодного сотрудничества и координации усилий компетентных органов.

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru