Особенности формирования доходов бюджетов публично-правовых образований Республики Саха

Актуальность темы диссертационного исследования

определяется

тем, что в ней исследуются проблемы бюджетных отношений на уровне субъекта Федерации в период развития рыночной экономики России, бюджетных преобразований, перераспределения функций органов власти в сторону их децентрализации. Изменения, произошедшие при реформировании общественных финансов в последние три десятилетия, предполагают разработку и реализацию новых принципов и методов в организации бюджетных отношений не только на федеральном уровне, но во многом и на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

На данный момент приоритетными направлениями развития бюджетных отношений, как одного из главных инструментов воздействия государства на социально-экономические процессы, выступают повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансовыми ресурсами, реструктуризация бюджетного сектора, совершенствование механизма межбюджетных отношений и обеспечения контроля в современных видах и формах. В данных экономико-социальных условиях для обеспечения финансовой устойчивости государства в целом, субъектов Федерации и муниципальных образований, в частности, необходимы дополнительные глубокие исследования в области бюджетных отношений. В полной мере все перечисленные позиции более чем актуальны для Республики Саха (Якутия).

Основная цель и задачи исследования обусловлены востребованностью решения и степенью изученности перечисленных и других проблем.

Целью

диссертационной работы является комплексное исследование и оценка бюджетных отношений на уровне субъектов РФ и муниципальных образований преимущественно по материалам Республики Саха (Якутия), позволяющее обосновать новые прогрессивные инструменты реализации эффективной региональной бюджетной политики.

Характер заявленной цели предопределил необходимость решения комплекса следующих задач

:

исследовать современные принципы и критерии бюджетного регулирования на субфедеральном уровне;

определить особенности структуры динамики государственных расходных обязательств в субъектах Дальневосточного федерального округа, в частности, в Республике Саха (Якутия).

выявить и обобщить тенденции и специфику социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), их влияние на параметры доходов и расходов бюджетов республики;

раскрыть и систематизировать специфику состояния межбюджетных отношений в данном субъекте РФ и его муниципальных образованиях, обосновать направления их развития;

определить и аргументировать основные направления и инструментарий повышения эффективности бюджетных расходов;

исследовать преимущества взаимодействия исполнителей государственных и муниципальных услуг с главными распорядителями бюджетных средств в рамках программно-целевого планирования;

рассмотреть механизм финансового обеспечения социальных расходов в условиях организационно-правовых преобразований;

Объект исследования

– современное состояние и инструментарий функционирования бюджетной системы Российской Федерации на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Предмет исследования

– методологические, правовые и практические аспекты бюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях в Республике Саха (Якутия).

Степень разработанности темы исследования.

Несмотря на многочисленные труды, правительственные программы и методические разработки, посвященные проблемам бюджетных отношений, современный этап развития экономики, включающий в себя новое перераспределение полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Федерации и местного самоуправления, требует дальнейшего глубокого исследования данного вопроса, учитывающего особенности организации бюджетного процесса на региональном уровне. В нашем случае − это Республика Саха (Якутия).

Методологические и правовые основы бюджетных отношений, возможные направления их развития исследовались в трудах: А.М. Александрова, Мст.П. Афанасьева, А.П. Бердашкевича, Е.Е. Ваксовой, Ю.В. Вертакова, О.В. Врублевской, А.Г. Грязновой, О.Г. Дмитриевой, В.В. Иванова, Н.Г. Ивановой, А.Г. Игудина, Н.А. Истомина, А.Н. Илларионовой, Р.А. Кочкарова, А.М. Лаврова, В.Н. Лексина, С.Н. Мартыновой, А.С. Матненко, В.В. Михеева, А.Г. Мнацаканяна, Т.Г. Нестеренко, В.Г. Панскова, В.А. Парыгина, Г.Б. Поляка, М.И. Поповой, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Н.М. Сабитова, А.Г. Силуанова, Н.Г. Сычева, А.А. Тедеева, Е.В. Харченко, В.Б. Христенко, А.Н. Швецова и целого ряда других ученых.

Теоретическую и методологическую

базу диссертационной работы составили теоретические и практические разработки отечественных и зарубежных ученых в области теории финансов, региональной экономики, бюджетных отношений. В работе использованы методы статистического, сопоставительного, количественного и качественного анализа. Необходимая глубина анализа факторов, влияющих на результативность бюджетных отношений, обеспечивались также применением аналитических таблиц, графическим обобщением информации и др.

Информационной основой

исследования послужили: нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), регламентирующие бюджетные отношения; материалы научных конференций, публикации в периодических профильных изданиях. Информационной основой послужили также: статистические данные, характеризующие рассматриваемые вопросы; материалы Минфина России, Минфина РС (Я), Минэкономразвития России, Министерства экономики и промышленной политики РС (Я); Института региональной экономики Севера, источники сети Интернет; другие официальные источники информации.

Научная новизна диссертационной работы

определяется тем, что в ней на основе исследования развития бюджетных отношений на уровне субъекта РФ, с учетом обобщения современной российской практики, а также особенностей социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) получили развитие методологические, правовые и методические положения развития бюджетных отношений в РС (Я) в современных условиях.

Наиболее существенные научные результаты:

выявлены тенденции и закономерности развития бюджетных отношений в Республике Саха (Якутия) и на этой базе обоснованы концептуальные положения их дальнейшего реформирования в регионе;

выявлены моноотраслевые и другие особенности социально-экономического развития Республики Саха (Якутия), определено их влияние на параметры республиканского бюджета;

доказана необходимость дополнения правового сопровождения бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия) в соответствии с современными требованиями, обеспечивающими использование более прогрессивных бюджетных инструментов, включая программно-целевые методы планирования расходов. Внесены предложения о разработке и принятии новой редакции Закона РС (Я) «Об основах организации бюджетного процесса в Республике Саха (Якутия)»;

с учетом новаций и перспектив расширения полномочий субъектов РФ и муниципальных образований, связанных с ними расходных обязательств, внесены предложения по уточнению принципов и критериев регулирования местных бюджетов в зависимости от уровня их дотирования в рамках классификации, проведенной автором, предусматривающих элементы стимулирования муниципальных образований Республики Саха (Якутия);

обоснованы направления развития межбюджетных отношений в Республике Саха (Якутия), нацеленные на обеспечение финансовой стабилизации органов местного самоуправления путем трансформации механизма перераспределения налога на доходы физических лиц и передачи отдельных расходных обязательств муниципальных образований на уровень субъекта РФ;

в зависимости от обоснованных приоритетов бюджетной политики и отраслевых особенностей систематизированы инструменты финансового обеспечения расходов в условиях организационно-правовых преобразований исполнителей государственных услуг, имеющие целью повышение результативности использования бюджетных средств и получение дополнительных доходов за счет предоставления платных услуг сверх установленного государственного задания.

Теоретическая значимость исследования

заключается в развитии методологических подходов, правовых и методологических положений по развитию бюджетных отношений на региональном уровне; характеристике и систематизации общих и региональных особенностей, оказывающих прямое или косвенное влияние на объемы мобилизуемых доходов и результативность использования бюджетных средств; внесении предложений по уточнению и дополнению правовой и методической базы, регламентирующей бюджетные процессы в Республике Саха (Якутия); организации межбюджетных отношений; повышения эффективности бюджетных расходов, контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Практическая значимость исследования

состоит в том, что реализация основных положений работы, выводов и предложений по развитию бюджетных технологий на региональном уровне, в частности в Республике Саха (Якутия), могут быть использованы при уточнении и дополнении действующих и разработке новых нормативных правовых положений и методических материалов Минфином РС (Я) и Министерством экономики и промышленной политики РС (Я).

Структура работы

обусловлена поставленными целями и задачами.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень изученности поставленных проблем, сформулированы цель и задачи работы, отражены ее научная новизна и практическая значимость.

В первой главе «Методологические и правовые основы организации бюджетного процесса в субъектах РФ»: исследованы принципы и критерии государственного финансового регулирования на субфедеральном уровне; раскрывается и оценивается состояние правового обеспечения бюджетного процесса в субъектах РФ; проанализированы структура и содержание государственных расходных обязательств в субъектах Дальневосточного федерального округа.

Во второй главе «Особенности формирования доходов бюджетов публично-правовых образований Республики Саха (Якутия)»: исследованы основные тенденции и специфика социально-экономического развития РС(Я); представлен детальный анализ практики формирования доходов бюджетов РС (Я), исследованы современные формы и методы межбюджетных отношений в РС (Я), обоснованы пути их развития.

В третьей главе «Необходимые преобразования в системе администрирования расходов бюджетов в Республике Саха (Якутия)»: аргументированы основные направления и инструментарий повышения эффективности бюджетных расходов; дана характеристика взаимодействия исполнителей бюджетных государственных и муниципальных услуг с главными распорядителями бюджетных средств в рамках программно-целевого планирования; раскрыт и детализирован механизм финансового обеспечения социальных расходов в условиях организационно-правовых преобразований.

В заключении обобщены основные положения работы, выводы и рекомендации автора.

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru