Практика российского налогового администрирования

Страница 1

Само понятие "администрирование" редко используется в российской научно-правовой литературе. Слово "администрирование" происходит от латинского "admi Nistratio", означающего "руководство", "управление". Несмотря на то, что само слово "администрация" как "орган управления" или "административный" как "управленческий" довольно широко используется в правовых науках, производное существительное "администрирование" является крайне редким явлением в российской литературе. В Словаре русского языка С.И.Ожегова термин значение слова "администрировать" определяется как "управлять, руководить чем-нибудь". Представляется, что русское слово "управление" полностью соответствует смыслу слова "администрирование", а, следовательно, особой нужды в заимствовании иностранного слова нет, но правопримененители не ищут легких путей и настоятельно насаждают налоговой практике слова "налоговое администрирование".

Итак, "администрирование" означает "управление". Налоговое администрирование, следовательно, должно означать "управление в области налогообложения". Памятуя, что "управление" в самом широком своем понимании означает "целенаправленное упорядочивающее воздействие на тот или иной объект или руководство действиями этого объекта", можно предположить, что налоговое администрирование представляет собой реализацию управляющим субъектом своих управленческих функций в сфере налогообложения.

При этом следует отметить, что управляющий субъект может быть как лицом, выступающим от имени государства (в случае государственного управления), так и лицом, выражающим частные интересы (в случае негосударственного управления). В последнем случае речь идет о реализации правоотношений, не регулируемых публичными отраслями права (так, например, к налоговому администрированию можно вполне отнести управленческую деятельность финансового директора, который осуществляет налоговое планирование в своей компании), эти отношения строятся на нормах, регулирующих внутрикорпоративные отношения. Однако сегодняшний интерес к налоговому администрированию вызван деятельностью именно государственных органов в сфере налогообложения. Иными словами, сегодняшний термин "налоговое администрирование" тождественен понятию "государственное управление в области налогообложения".

Теория административного права, изучающего нормативное регулирование системы государственного управления, утверждает, что управленческой деятельностью от имени государства могут заниматься только органы административной юрисдикции. При этом необходимым условием реализации административных отношений должно быть неравенство сторон и наделение управляющей стороны юридически-властными полномочиями, адресуемыми другой стороне. Анализ указанных в статье 2 НК РФ четырех групп отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, позволяет сделать вывод, что далеко не все налоговые правоотношения, могут быть отнесены к числу управленческих. Отношения по установлению и ведению налогов и сборов, очевидно, реализуются не в силу наличия административных полномочий у органов, принимающих акты законодательства о налогах и сборах, а в силу наличия суверенных прав публичного субъекта – государства. Отношения, возникающие в процессе взимания налогов и сборов, также не могут быть отнесены к управленческим отношениям, поскольку одной из сторон в этих отношениях, опять выступает публичный субъект – государство, а не орган административной юрисдикции. Таким образом, к управленческим отношениям, на наш взгляд, могут быть отнесены только лишь отношения, связанные с осуществлением налогового контроля, в которых в полной мере реализуются административные полномочия налоговых контролеров, а также отношения, возникающие при привлечении к налоговой ответственности лиц, виновных в совершении налоговых правонарушений, за исключением только лишь тех отношений, относящихся к последней группе, которые связаны с судебным порядком взыскания налоговых санкций.

На основании изложенного можно сделать вывод, что "налоговое администрирование" – это деятельность уполномоченных органов власти, связанная с осуществлением функций налогового контроля и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения виновных лиц.

Не думаю, что существует острая необходимость использования обобщенного собирательного термина для вышеобозначенной деятельности, однако, уверен, что если и использовать термин "налоговое администрирование", то только для обозначения деятельности в области налогового контроля и деятельности, связанной с привлечением лиц к налоговой ответственности. Таким образом, рассматривая вопрос совершенствования "налогового администрирования", следует придерживаться концепции, что этот этап реформирования должен затронуть только лишь систему налогового контроля и систему налоговой ответственности.

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru