Налоговый контроль в России: проблематика истребования необходимых документов

Страница 1

С 2007 г. изменились не только правила истребования документов при проведении налоговой проверки, теперь налоговые органы имеют право запросить информацию о налогоплательщике у его партнеров по бизнесу.

Право налогового органа требовать документы при проведении мероприятий налогового контроля закреплено в ст. 31 Налогового кодекса. В этой же статье определены общие характеристики документов, с которыми должностные лица налогового органа вправе ознакомиться и которые могут быть в необходимых случаях истребованы или изъяты.

Налоговые органы могут запрашивать у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). Речь идет о документах, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов.

Кроме того, это документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов. А налогоплательщики (плательщики сборов) и налоговые агенты, соответственно, обязаны представлять указанные документы в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом (пп. 6 п. 1 ст. 23 и пп. 4 п. 3 ст. 24 НК РФ).

Сразу отметим: мероприятия, о которых пойдет речь далее, налоговые органы могут осуществлять в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, если прямо не указано иное. Налоговые органы также вправе требовать эти документы и (или) информацию у контрагентов проверяемого лица или у других лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (ст. 93.1 НК РФ). Определенные документы могут быть истребованы у банков (пп. 10 п. 1 ст. 31, п. 7 ст. 45 и п. 2 ст. 86 НК РФ). Причем при проведении выездных и камеральных налоговых проверок объем прав налоговых органов и виды истребуемых документов различны.

В ходе выездной налоговой проверки налоговая инспекция при исследовании документов проверяемого лица имеет право:

- на ознакомление с документами на территории налогоплательщика (в качестве исключения - по месту нахождения налогового органа);

- истребование документов и информации (как у проверяемого лица, так и у иных лиц, располагающих соответствующими документами и информацией);

- выемку документов.

В п. 12 ст. 89 НК РФ предусмотрено право должностных лиц налогового органа, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с подлинниками документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Ознакомление с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика. Исключения из этого правила - проведение выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаи, предусмотренные в ст. 94 Кодекса (при выемке документов).

Налогоплательщик должен обеспечить возможность уполномоченных лиц ознакомиться с названными документами. Для этого достаточно устного требования проверяющих.

Ознакомление с документами - важная составляющая налогового контроля, которая обеспечивает объективность и обоснованность выводов проверяющих. Поэтому большой объем проверяемых и анализируемых документов является основанием для продления срока проведения выездной налоговой проверки. Это установлено в пп. 6 п. 3 Оснований и порядка продления сроков проведения выездной налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее - Приказ N САЭ-3-06/892@) в соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ.

Перечень обстоятельств, в связи с которыми сроки проверки могут быть продлены, не является закрытым. К таким обстоятельствам налоговые органы относят, например, следующие:

- налогоплательщик не представляет подлинники документов как на территории (в помещении) налогоплательщика, так и по месту нахождения налогового органа;

- налогоплательщик имеет возможность выделить помещение для выездной налоговой проверки, если это обнаружено после того, как от него получено заявление об отсутствии такой возможности. В подобной ситуации далее выездная проверка будет проводиться на территории (в помещении) налогоплательщика.

По общему правилу выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Но бывает, что у него нет возможности выделить для этого помещение. Тогда проверка осуществляется по месту нахождения налогового органа. Об этом говорится в п. 1 ст. 89 НК РФ.

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru