Налоговый контроль в России: проблематика истребования необходимых документов

Страница 2

Процедура изменения места проведения выездной налоговой проверки в Налоговом кодексе не урегулирована. Поэтому в названном выше случае проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа. Для этого налогоплательщику надо подать в налоговую инспекцию письменное заявление, указав в нем на отсутствие возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие это обстоятельство.

Должностное лицо, осуществляющее выездную налоговую проверку, производит осмотр территорий и помещений проверяемого налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 92 Кодекса.

Предположим, налоговый орган принимает положительное решение по заявлению налогоплательщика. Тогда с момента получения копии такого решения налогоплательщик обязан обеспечить возможность проверяющих ознакомиться с подлинниками документов на территории данного налогового органа.

Должностное лицо, проводящее налоговую проверку, вправе запросить у проверяемого лица необходимые документы (ст. 93 НК РФ). В этих целях проверяемому лицу или его представителю вручается требование о представлении документов.

Важно, что на период действия срока приостановления проверки временно прекращаются и действия налогового органа по истребованию документов у проверяемого налогоплательщика. Последнему возвращаются подлинники всех запрошенных документов. Правда, это не относится к документам, полученным при выемке (п. 9 ст. 89 НК РФ). Также не возвращаются подлинники документов, которые были представлены для ознакомления должностным лицам налогового органа в ходе выездной проверки по месту его нахождения.

Одно из самых значительных изменений норм части первой Налогового кодекса, вступивших в силу с этого года, - право налогового органа запросить документы (информацию) о деятельности проверяемого лица у его контрагентов или иных лиц, располагающих данными документами (информацией).

До 2007 г. данное мероприятие, по сути не изменившееся, называлось встречной проверкой. Но в рамках встречной проверки не было предусмотрено истребование информации.

Теперь такое истребование документов (информации) возможно не только в ходе налоговых проверок, но и при рассмотрении их материалов, когда назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля. В последнем случае для этого нужно решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Налоговые органы имеют право потребовать представления информации вообще вне рамок проведения налоговых проверок. Это возможно, если у них возникает обоснованная необходимость получения сведений по какой-либо конкретной сделке. Должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти сведения у участников сделки или иных лиц, располагающих информацией о ней.

Страницы: 1 2 

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru