Налоговый учет прямых и косвенных расходов

Страница 1

Новый порядок, в соответствии с которым нужно распределять расходы при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Это следует из подпункта 5 статьи 8 Федерального закона от 06.06. 2005 № 58-ФЗ (далее - Закон № 58-ФЗ).

Требование распределять расходы на прямые и косвенные касается налогоплательщиков, определяющих доходы и расходы по методу начисления. При использовании данного метода расходы организации признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся. Время фактической выплаты денежных средств и (или) иная форма оплаты расходов значения не имеют (абз.1 п.1 ст.272 НК РФ). Как следует из пункта 1 статьи 318 Кодекса, на прямые и косвенные распределяются расходы, связанные с производством и реализацией. Это требование не относится к внереализационным расходам.

При кассовом методе расходы признаются в налоговом учете после их фактической оплаты (ст.273 НК РФ). Поэтому для данного случая распределение расходов на прямые и косвенные Кодексом не предусмотрено.

До вступления в силу поправок, внесенных Законом № 58-ФЗ, перечень прямых расходов был закрытым. Это означало, что включать в прямые расходы затраты, не поименованные в перечне, впрочем, как и сокращать перечень, налогоплательщики не могли. К прямым расходам относились:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 Кодекса. Это затраты на приобретение сырья, материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), комплектующих изделий и полуфабрикатов;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Косвенными признавались все иные расходы, за исключением внереализационных расходов, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.

Указанный порядок распределения расходов требовал от налогоплательщиков решения достаточно сложных задач. Так, для целей налогообложения к косвенным расходам относились расходы, которые в бухучете признавались прямыми. Например, расходы на услуги сторонних организаций, связанные с производственным процессом. Чтобы выполнить требования и налогового, и бухгалтерского законодательства одновременно, организации были вынуждены усложнять учет и применять нормы ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль".

Если организации расширяли состав прямых расходов в налоговом учете до состава прямых расходов в бухгалтерском, то тем самым они нарушали требования налогового законодательства. Это влекло за собой санкции в соответствии со статьей 120 НК РФ.

В настоящее время перечень прямых расходов открыт. Это значит, что организации могут самостоятельно дополнять его расходами с учетом отраслевой специфики. Однако из этого вовсе не следует, что организации могут не формировать состав прямых расходов или формировать его с искажениями. Только при таком подходе можно говорить о сближении налогового и бухгалтерского учета.

Состав прямых расходов дополнен также расходами на обязательное пенсионное страхование работников, занятых в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг. Раньше эти взносы учитывались в составе косвенных расходов, поскольку не соответствовали понятию налога.

Перечень прямых расходов следует закрепить в учетной политике организации для целей налогообложения. Таким образом, чтобы воспользоваться новыми положениями, организация должна внести изменения в свою учетную политику

Учетная политика корректируется при изменении законодательства о налогах и сборах (ст.313 НК РФ). Для этого организация составляет отдельный приказ, в котором обосновывает внесение изменений в учетную политику в середине года и приводит ссылку на соответствующий закон.

Включение тех или иных затрат в состав прямых расходов должно быть обоснованным. Так, до внесения изменений к прямым расходам нельзя было отнести материальные затраты, установленные статьей 254 Кодекса, кроме подпунктов 1 и 4 пункта 1. Сейчас это можно сделать. Правда, подобное решение придется обосновать. Аргументы могут быть разные. Это и специфика деятельности организации, влияющая на формирование доходов и расходов, и особенности производственного процесса, и др.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru