Прямые расходы в торговых организациях

Страница 1

В предыдущих разделах мы рассмотрели общий порядок распределения расходов. Однако Налоговый кодекс в отдельную группу выделяет налогоплательщиков, осуществляющих оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю. Если такие налогоплательщики применяют метод начисления, они также подразделяют свои расходы на прямые и косвенные. Вместе с тем порядок определения расходов по торговым операциям определен статьей 320 Кодекса и отличается от общеустановленного.

До вступления в силу Закона № 58-ФЗ прямыми расходами у торговых организаций признавались стоимость покупных товаров, реализованных в данном месяце, и транспортные расходы. К транспортным расходам относились только расходы на доставку покупных товаров до склада налогоплательщика, если по условиям договора они не были включены в цену приобретения товара.

Все остальные расходы считались косвенными. Они уменьшали выручку от реализации товаров в момент их возникновения в том отчетном (налоговом) периоде, к которому относились, независимо от факта их оплаты (ст.272 НК РФ).

Новая редакция статьи 320 Кодекса сохранила такое деление. Правда, теперь стоимость формируется иначе. Торговые организации могут формировать покупную стоимость товаров с учетом расходов на их приобретение. Например, в нее можно включать таможенные пошлины, сборы, страховые платежи и платежи, произведенные при покупке. Напомним, что до этого в стоимость можно было включать только суммы, уплаченные поставщику за товары.

Порядок формирования стоимости приобретения товаров налогоплательщик определяет в учетной политике и применяет не менее чем в двух налоговых периодах. Следовательно, если торговая организация хочет воспользоваться новым порядком, она должна внести изменения в учетную политику.

Стоимость приобретения товаров учитывается в составе расходов отчетного периода при их реализации, как того требует подпункт 3 пункта 1 статьи 268 Кодекса. При этом стоимость отгруженных, но не реализованных на конец месяца товаров не включается в расходы до момента их реализации.

Прямые расходы следует распределять на расходы, подлежащие списанию в текущем периоде, и расходы, приходящиеся на остаток товаров. Расчет производится не по всем расходам, а только по прямым в части транспортных расходов. При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а на остатки нереализованных товаров. Она рассчитывается по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

Средний процент определяется как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров. Для этого сначала рассчитывается сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и произведенных в текущем периоде. Затем исчисляется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость остатка товаров, не реализованных на конец месяца.

Произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца есть не что иное, как сумма прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров.

Поясним сказанное на примере.

ПРИМЕР.

ООО "Негоциант" занимается оптовой торговлей. В августе 2005 года организация реализовала товары на сумму 500 000 руб. На конец августа остались нереализованными товары на сумму 250 000 руб. Транспортные расходы организации за этот месяц составили 120 000 руб., а прямые транспортные расходы, приходящиеся на остаток товаров на начало августа 2005 года, - 20 000 руб.

Бухгалтер ООО "Негоциант" произведет следующий расчет:

1) сумма прямых транспортных расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце, - 140 000 руб. (120 000 руб. + 20 000 руб);

2) стоимость товаров, реализованных и оставшихся не реализованными в текущем месяце, - 750 000 руб. (500 000 руб. + 250 000 руб);

3) средний процент - 18,67% [(140 000 руб.: 750 000 руб) х 100%].

Таким образом, сумма прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров на конец августа 2005 года, составит 46 675 руб. (250 000 руб. х 18,67%: 100%).

Пример "Распределение прямых расходов в торговых организациях"

ОАО "Вкусняшка" занимается продажей двух видов тортов – "Толстяк" и "Диетический". Торт "Толстяк" ОАО "Вкусняшка" производит самостоятельно. Торт "Диетический" закупается на другом предприятии и перепродается.

Данные о финансовых результатах фирмы за отчетный период по реализации тортов "Диетический" приведены ниже (без НДС).

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru