Анализ динамики прибыльности и рентабельности

Страница 2

Как следует из таблицы 27, за 2008 год выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг по сравнению с 2007 годом сократилась на 16 672 тыс. руб. (или на 2,72%). Прибыль от продаж составила 18 979 тыс. руб. (увеличившись на 34,2% за счет снижения темпов роста себестоимости продукции над темпами роста выручки от реализации).

В 2008 году произошло превышение прочих расходов над соответствующими доходами на сумму 3 308 тыс. руб., в то время как в 2007 г. превышение составляло 1 439 тыс. руб. По результатам деятельности ЗАО «Цифроград» за 2008 г. сформировалась прибыль до налогообложения в сумме 14 260 тыс. руб.

После начисления налога на прибыль и иных обязательных платежей, чистая (нераспределенная) прибыль составила 9 758 тыс. руб., увеличившись на 1 781 тыс. руб. по сравнению с предыдущим годом.

В общем случае эффективность (экономическая целесообразность) функционирования коммерческой организации измеряется абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект – это абсолютный показатель, характеризующий результат деятельности (валовой доход от реализации продукции, прибыль).

Экономическая эффективность – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта (показатели рентабельности). Экономический смысл показателей рентабельности заключается в подсчете прибыли, приходящейся на рубль выручки от продаж, расходов, активов, капитала. Коэффициенты рентабельности показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия.

Рост рентабельности является положительной тенденцией в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При этом следует помнить, что показатели рентабельности не всегда учитывают особенности деятельности предприятия:

—долгосрочные инвестиции могут снижать показатели рентабельности;

—предприятие может быть высокорентабельным за счет осуществления рискованных проектов, что в итоге может привести

—к потере финансовой устойчивости;

—расчет рентабельности капитала основывается на учетных,

—а не рыночных оценках стоимости активов и собственного капитала, следовательно, дает неточный результат.

Показатели рентабельности не имеют рекомендованных значений. Чем выше их величина, тем эффективнее работает предприятие.

В отчете о прибылях и убытках выделяются следующие виды прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж продукции, работ, услуг, прибыль отчетного периода (до налогообложения), чистая (нераспределенная) прибыль отчетного периода. В зарубежной аналитической практике для характеристики результата использования финансовых ресурсов, вложенных в коммерческую организацию, наибольшее распространение получили показатели чистой прибыли, при этом рассчитываются: рентабельность совокупного капитала (ROA), рентабельность собственного капитала (ROE), рентабельность продаж (ROS).

В таблице 28 представлены основные показатели рентабельности предприятия.

Таблица 28. Показатели рентабельности предприятия

Наименование показателя

Порядок расчета

Характеристика

1. Чистая прибыль

-

Характеризует прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия

2. Рентабельность продаж (ROS)

Прибыль от продаж / Выручка от реализации×100%

или с.050 (ф.2) / с.010 (ф.2)

Показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. выручки

3. Рентабельность основной деятельности (рентабельность продукции)

Прибыль от продаж / Затраты на производство и сбыт продукции×100% или с.050(ф.2)/(с.020 + с.030 + с. 040) (ф.2)

Показывает объем прибыли, приходящейся на 1 руб. затрат

4. Рентабельность активов (ROA)

Чистая прибыль / Средняя стоимость активов ×100% или с.190(ф.2) / ((с.300н.п. + с.300к.п.)/2)(ф.1)

Отражает эффективность использования всего имущества предприятия

5. Рентабельность собственного капитала (ROE)

Чистая прибыль / Средняя стоимость собственного капитала ×100% или

с.190 (ф.2) / ((с.490н.п.+ с.490к.п.)/2)(ф.1)

Отражает эффективность использования собственного капитала

6. Фондорентабельность

Прибыль от продаж / Средняя стоимость основных средств ×100% или с.050(ф.2)/((с.120н.п.+ с.120к.п.) /2) (ф.1)

Отражает эффективность использования основных средств предприятия

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru