Динамика поступления НДФЛ в бюджеты разных уровней за 2010-2012 годы

Страница 1

Бюджет – это основная составляющая финансов страны, и, следовательно, центральное звено всей финансовой системы. Понятие «бюджет» многогранно, и определений ему большое множество. Бюджетный Кодекс РФ понимает бюджет, как «форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Тем самым выделяется, что бюджет носит двойственный характер, имея как доходную часть, которая является совокупностью финансовых ресурсов для осуществления государственной политики, так и расходную, представляющую конкретные направления использования бюджетных средств. Понятие «бюджет» раскрывается с другой стороны в следующем определение: бюджет – «система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд»[6]. Оно в большей степени подчеркивает, что бюджет – это элемент государственного принуждения. Существует иное определение, включающее отчасти два предыдущих, в котором бюджет как экономическая категория – это «совокупность экономических императивных отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственных и муниципальных централизованных фондов денежных средств»[5]. Данное определение делает акцент на то, что появление бюджета влечет за собой образование определенных экономических отношений, а именно, отношения, связанные с формированием, распределением и расходование денежных средств бюджета и отношения, возникающие в связи с организацией бюджетного процесса.

Давая определение понятию «бюджет» необходимо учитывать, что бюджет одновременно включает в себе:

· правовой аспект, так как он утверждается законом;

· экономический аспект, будучи основанным на фонде денежных средств и представляющем систему экономических отношений;

· социальный аспект, в связи с тем, что бюджет является инструментом осуществления социальной политики государства;

· политический аспект, так как при составлении бюджета учитываются интересы различных партий и всех слоев общества;

· организационный аспект, бюджет – это системы специальных институтов.

Основной ролью, возложенной на бюджет государством, является перераспределение валового внутреннего продукта между участниками экономической системы страны. Таким образом, государство может воздействовать на экономику страны в целом, стабилизируя ее, если это необходимо.

Также бюджет – это важный инструмент социально-экономического характера. Бюджет позволяет изменять распределение денежных ресурсов финансовой системы страны, либо через налогообложение, либо через бюджетные расходы, тем самым оказывая непосредственное влияние на социально-экономическое развитие страны. При этом, учитывая прогнозы по основным экономическим показателям, таким как ВВП, курс национальной валюты, инфляцию и другие, по приоритетным направлениям государственной политики, в том числе и социальной, при составлении бюджета государство формирует определенные ожидания в обществе, которые отражаются на будущей деятельности хозяйствующих субъектов, что, несомненно, также является влиянием на социально-экономическое развитие страны, но уже косвенным.

Трехуровневая структура бюджетной системы РФ, построенная на принципах бюджетного федерализма, обусловлена федеративным типом государственного устройства, которое закреплено в Конституции РФ, где Российская Федерация определена, как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Бюджетный Кодекс РФ закрепляет следующую структуру бюджетной системы РФ:

Федеральный бюджет – это основной элемент государственной финансовой системы, так как именно через него происходит перераспределение ВВП и национального дохода. Основная часть расходов ложится именно на федеральный бюджет, в том числе и средства, выделяемые субъектам федерации, но при этом, в федеральный бюджет приходит основная часть доходов всей бюджетной системы. Таким образом, Министерство финансов РФ через федеральный бюджет аккумулирует большую доходную часть, в том числе и региональных бюджетов, не смотря на то, что формально они являются независимыми.

Местные бюджеты можно рассматривать и как часть финансовой системы страны, и как финансовую базу местного самоуправления, что в свою очередь не является частью государственных органов власти, однако, местный бюджет все равно выполняет обеспечение задач и функций, за которые несет ответственность местное самоуправление.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru