Принципы построения бюджета

Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов, которые были выработаны развитыми странами в начале XX в.

1. Принцип единства — сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

2. Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.

3. Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.

4. Принцип гласности — это обязательное информирование Заселения об основных расходах и источниках доходов. В современных условиях в. практике развитых стран наблюдается некоторое несоблюдение этих принципов. Так, отход от принципов полноты и единства выразился в появлении, помимо негосударственного бюджета, большого количества различных специальных и внебюджетных фондов самостоятельных в финансовом отношении государственных учреждений (кредитные фонды, социальные, научно-технические и др.). Однако отсутствие обезличенности финансового фонда, которым распоряжаются правительства разных уровней, и четкое разграничение источников, поступлений центрального правительства и местных органов власти являются важнейшей особенностью современных государственных бюджетов развитых стран.[2]

Баланс бюджета означает равенство доходов и расходов. Если расходы бюджета превышают доходы, то налицо бюджетный дефицит.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

Исторически структура государственных расходов определялась потребностями в конкретных условиях. Так, первая и вторая мировые войны вызвали расширение военных расходов. В дальнейшем на рост государственных расходов оказали большое влияние экономические и социальные факторы. В развитых странах они являлись главной причиной роста государственных расходов. В настоящее время доля государственных расходов в ВНП составляет: в США — 36%, в Японии — 33, в ФРГ — 46, в Англии — 43, во Франции и Италии — 50, в Канаде — 4, в Швеции — 60%.

Структура государственных расходов развитых стран в современных условиях изменилась в пользу социальных программ. Так, в структуре федерального бюджета США военные расходы составляют 28%, социальные — 47,3, хозяйственные — 6,7, проценты по государственному долгу — 13,7%. В других странах смешанной экономики социальная сфера поглощает свыше 50% бюджетных расходов.[3]

Что касается расходов на финансирование хозяйства, то в разных странах имеются существенные различия, связанные с масштабом государственного сектора. Например, в европейских странах, где удельный вес государственного сектора был велик, большая часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных предприятий, а прямые государственные капиталовложения составляли 10— 20% всех инвестиций. Приватизация национализированных предприятий сократила государственные вложения в хозяйство, особенно за счет уменьшения субсидий частному сектору.

В завершение данной главы отметим, что бюджет — это роспись государственных доходов и расходов на определенный срок, утвержденная в законодательном порядке.

Доходная часть государственного бюджета образуется в основном за счет налогов. Расходная часть государственного бюджета развитых стран включает: расходы на содержание вооруженных сил и государственного аппарата, финансирование хозяйства и социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука), выплату процентов по государственному долгу.

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru