Табл. 15
Расчет удельных весов маржинального дохода в отпускных ценах на продукцию ООО «Форсаж»
Вид продукции |
Алгоритм расчета |
Результат |
Жидкое топливо |
(300 – 120): 3000 |
0,6 |
Моторные масла |
(100 – 55): 10000 |
0,45 |
Хим. сырье |
(120 – 65): 12000 |
0,46 |
Средний удельный вес маржинального дохода в выручке (Dy1) для всего объема по плану:
,
где Dy1 – средний удельный вес маржинального дохода в выручке.
Подставив полученное значение в формулу (11), получим
Р1 = 127247,50,47 – 47245 = 12561,325 тыс. руб.,
где Р1 – плановая прибыль.
Аналогично определяем фактическую прибыль от продаж в табл. 16.
Табл. 16
Расчет фактической прибыли от продаж ООО «Форсаж»
Вид изделия |
Алгоритм расчета |
Результат |
Жидкое топливо |
(100 – 55): 10000 |
0,45 |
Моторные масла |
(150 – 65): 15000 |
0,57 |
Хим. сырье |
(120 – 65): 12000 |
0,46 |
Средний удельный вес маржинального дохода (Dy2) для всего объема фактических продаж:
,
где Dy2 – средний удельный вес маржинального дохода.
Фактическая прибыль от продаж при неизменных ценах и постоянных расходах:
Р2 = 24525,40,5697 – 4724 = 9248,12 тыс. руб.,
где Р2 – фактическая прибыль.
Проводим сравнение полученных значений плановой и фактической прибыли, вычисляя разность
Р2 – Р1 = 9248,12 – 967,8 = 8280,32 тыс. руб.
Таким образом, фактическая прибыль за счет изменения структуры продаж могла быть увеличена на 8280,32 тыс. руб. по сравнению с плановой.
За счет увеличения количества проданных изделий, безусловно, вырастет абсолютная сумма прибыли. И это позволяет считать, что при постоянной структуре данного объема не будет меняться средний удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж. Сумма прироста маржинального дохода при увеличении выручки от продаж составила бы:
(24525,4 – 27247,5) 0,5697 = 1550,78 тыс. руб.
Структурные сдвиги в объеме продаж приводят к изменению среднего удельного веса маржинального дохода, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. В нашем случае эти сдвиги составили
(0,5697 – 0,47) 24525,4 = 2445,18 тыс. руб.,
т.е. на такую сумму произошло увеличение среднего удельного веса маржинального дохода.
В 2008 году производственная ситуация на ООО «Форсаж» сложилась таким образом, что постоянные расходы увеличились в среднем на 120 руб., так что составили по каким – либо причинам, так что их значение стало равно 4725 тыс. руб. Тогда, окончательная сумма прибыли от продаж при изменении обоих исследуемых факторов (количества и структуры проданного и уровня постоянных расходов) равна:
Р3 = 24525,40,5697 – 4725 = 9247,12 тыс. руб.,
где Р3 – сумма прибыли от продаж.
В сравнении с плановой прибылью эта прибыль увеличилась на
9247,12 – 4962,76 = 4284,36 тыс. руб.
Окончательно результаты анализа сводятся в табл. 17.
Табл. 17
Анализ прибыли ООО «Форсаж»
Показатели |
Сумма, тыс. руб |
Отклонение прибыли от плана – всего В том числе за счет: – изменения количества проданного – изменения структуры проданного – изменения цены – изменения постоянных расходов |
+ 8280,32 + 1550,78 + 2445,18 0 + 4284,36 |