Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы

Страница 1

Проблема материального обеспечения достойной старости актуальна для всех стран мира, в том числе и для экономических благополучных стран. Это обусловлено естественным увеличением доли престарелых граждан в общей численности населения, а так же эволюцией социальных и экономических отношений государства и гражданина, работодателей и работников, родителей и детей. Например, в Великобритании в 1995 году коэффициент зависимости, то есть отношение числа людей в возрасте от пятнадцати до шестидесяти лет (экономически активное население) составил 24,0 % по сравнению с 20,7 % в 1970 году. Для Европы в целом эксперты ожидают, что этот показатель возрастет с 21,5 % в 1990 году до 29,9 % в 2010 году. В таблице 1 приведены коэффициенты зависимости некоторых развитых европейских стран за 1995 год и прогноз этого показателя на 2010 год [5, c.28-37].

Таблица 1

Коэффициенты зависимости и уровень государственных расходов на социальное обеспечение населения в структуре ВВП

Страны

Коэффициент зависимости, %

Уровень расходов на соцобеспечение к ВВП

1995 год (факт)

2010 год (прогноз)

Великобритания

24,0

38,7

14,5

Германия

21,7

49,2

11,1

Испания

19,8

41,0

10,0

Италия

21,6

48,3

13,3

Франция

20,8

39,1

10,6

В среднем по ЕЭС

21,7

43,3

11,9

Примечание - Составлено автором на основе статистических данных [5].

Как видно из таблицы 1, за пятнадцатилетний период данный показатель во всех европейских странах предполагает увеличиться, что означает пропорциональный рост нагрузки на государственную систему социального обеспечения.

Безусловно, проблемы старения населения и его пенсионного обеспечения актуальны и для нашего государства. Поэтому Казахстан, как и многие страны мира, в конце 20 столетия перешел на качественно новую систему пенсионного обеспечения - накопительную систему частного и обязательного характера.

Итак, пенсионное обеспечение - одна из серьезнейших проблем, которые постоянно находятся в поле зрения правительства любой из развитых стран.

В центре дискуссий о реформировании систем пенсионного обеспечения, развернувшихся в научных и политических кругах западных стран и стран с переходной экономикой, поиск новых, более эффективных страховых методов и механизмов; создание многоуровневых, взаимодополняющих и взаимоувязанных пенсионных систем; активное привлечение частного сектора и самих застрахованных к финансированию пенсионных затрат; методы вовлечения в процесс коллективного и личного страхования пенсий лиц, занятых в теневом рынке труда; создание комплексных, взаимоувязанных институтов социальной защиты престарелых слоев населения.

Реформы пенсионных систем уже состоялись в Германии, США, Италии, Франции, Японии, Венгрии, Польше, Чехии.

Они сводятся к различным комбинациям следующих мер: плавное повышение пенсионного возраста, снижение размеров отдельных видов пенсий, увеличение размеров страховых взносов и периодов страхования, обособление институтов социального страхования и социальной помощи, ограничение практики долгосрочного выхода на пенсию, стимулирование создания частных пенсионных фондов.

Как правило, государство реформирует пенсионную систему, при изменении доли иждивенцев пенсионного возраста. Есть страны с молодым населением, находящиеся на первом этапе жизненного цикла. В этих странах на одного человека пожилого возраста приходится более 15 работающих, и число лиц, делающих взносы в пенсионные фонды превышает число получателей пенсий.

В формировании системы пенсионного обеспечения на базе негосударственных накопительных пенсионных фондов наше правительство не являлось первооткрывателем, а использовало положительный опыт в формировании пенсионных систем в таким странах, как Перу, Аргентина, Чили и некоторые Европейские страны, в которых накопительная пенсионная система действует более десяти лет, а пенсионные фонды зарекомендовали себя как самые серьезные финансовые институты.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru