Зарубежный опыт реформирования пенсионной системы

Страница 4

Каждый гражданин Польши имеет право четыре раза в год перевести свои накопления из одного фонда в другой, при этом он заключает договор с новым фондом и подает заявление на перевод накоплений в этот же фонд, причем заявление он может передать через агента нового фонда или по почте без нотариальной доверенности. С 1970 года с момента рождения каждому гражданину Польши Министерством внутренних дел присваивается гражданский индивидуальный идентификационный номер (NIP), его функции приблизительно схожи с функциями социального индивидуального кода (СИК) в нашей системе. Также каждый гражданин Польши имеет налоговый идентификационный номер (PESEL), теми же функциями в Казахстане наделен регистрационный номер налогоплательщика (РНН).

Пенсионные фонды Польши могут инвестировать пенсионные активы по своему выбору либо самостоятельно, либо используя управляющую компанию. Министерство финансов Польши не определяет минимальные рамки для инвестиций в государственные ценные бумаги, но при этом около 80 % всех пенсионных активов фондов инвестировано в ГРБ, а по остальным финансовым инструментам существуют следующие ограничения: 40 % - ценные бумаги корпоративных эмитентов; 5 % - ценные бумаги иностранных эмитентов; 10 % - ценные бумаги национальных инвестиционных фондов; 10 % - ценные бумаги национального банка; 15 % - муниципальные облигации; 15 % - ценные бумаги открытых инвестиционных фондов.

Участие государства в пенсионной системе Польши не ограничивается одним контрольными и административными функциями, со стороны государственных органов проводится активная политика по информированию и разъяснению населению принципов пенсионной реформы, финансируются крупные рекламные компании с целью наглядной агитации к участию граждан в развитии пенсионной реформы.

В Чили, чью пенсионную систему Казахстан в свое время взял за основу, только до 1985 года действовало табу на инвестирование пенсионных вкладов в акции, как инструменты с нефиксированным, а значит, весьма зависящим от колебаний рынка доходом.

Кроме того, до 1993-го чилийские фонды не имели права выхода на международные рынки капиталов и размещали средства исключительно внутри страны. Пересмотреть эти запреты чилийцев заставили кризисные явления середины 90-х годов, и теперь от инвестиций за рубеж, причем именно в инструменты с негарантированным доходом, таким, как акции, напрямую зависит будущее чилийских пенсионеров.

Конечно, вкладываются деньги чилийских пенсионных фондов и в отечественную экономику - инструменты банков, финансовых компаний, промышленных предприятий, что способствуют экономическому росту в стране, позволяет увеличивать количество рабочих мест, положительно сказывается на росте заработной платы, 10 процентов которой, так же как и у нас, ежемесячно возвращается в накопительную пенсионную систему. Но теперь это уже другие, скажем так, более весомые проценты.

Однако, право таким образом размещать свои средства чилийским пенсионным фондам надо еще заслужить, пройдя всестороннюю проверку в социальной организации, именуемой там классификатором риска. В данную организацию входят семь человек - четыре представителя пенсионного фонда и три так называемых "суперинтенданта", контролирующих рынки ценных бумаг и страхования, а так же банки и небанковские финансовые институты (то есть нечто похожее на недавно созданное в Казахстане Агентство по регулированию финансового рынка). Классификатор разбирается буквально с каждым инструментом, предложенным к инвестированию. Причем во внимание не принимаются ни цена облигаций, ни ситуация на рынке в данный момент, ни необходимость оптимизации портфеля инвестиций, главное - максимальная гарантия возврата вложенных средств. Прежде всего, классификатор обращает внимание на соотношение балансовой и рыночной стоимости предприятия, чтобы уберечь фонды от вложения средств в компании, не имеющих серьезных активов либо не контролирующие свои активы самостоятельно.

В результате этой кропотливой работы как государства, так и пенсионных организаций инвестиционный портфель чилийских фондов оказался на столько хорошо организован, что издержки администрирования постоянно снижаются. Причем так стремительно, что четыре раза в 1998-1999 годах пенсионные фонды пересматривали размер своих комиссионных в сторону уменьшения.

Если бы скопировав у чилийцев их пенсионную систему, в Казахстане позаботились принять и такие очень полезные и действенные ноу-хау, возможно, и сегодняшней ситуации, при которой две трети пенсионных фондов по итогам года на получили инвестиционных доходов, возможно, было бы избежать. Прошлый год стал трудным испытанием для инвестиционной деятельности пенсионных фондов, тенденция дедолларизации экономики стала явной.

Итак, международный опыт и практика убеждают нас в том, что накопительные пенсионные фонды являются крупнейшими финансовыми институтами. Финансовые ресурсы пенсионных фондов - это огромный потенциал, который является стратегически важным как для государства, так и для отдельных предприятий [6, c.51-56].

Страницы: 1 2 3 4 

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru