Сравнительный анализ налоговой нагрузки на предприятиях различных форм собственности и сфер деятельности

Страница 2

Как видно на основе таблицы 2.4. наибольшая абсолютная налоговая нагрузка на Открытом акционерном обществе «Бугульминский электронасосный завод» была в 2010 году и составила 251552 тыс. руб., что на 16034 тыс. руб. больше чем за предыдущий год. Это произошло в связи с тем, что по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций увеличились суммы, подлежащие уплате в бюджет.

Однако показатель абсолютной налоговой нагрузки не отражает напряженности налоговых обязательств предприятия (то есть тяжесть налогового бремени), поэтому отдельно должен рассчитываться показатель относительной налоговой нагрузки.

Относительная налоговая нагрузка – это отношение абсолютной налоговой нагрузки к доходу предприятия, в качестве которого принимается выручка предприятия (или может использоваться добавленная или вновь созданная стоимость).

Относительная налоговая нагрузка являет собой не только количественную, но и качественную характеристику воздействия налоговой системы на хозяйствующий субъект.

Рассчитаем относительную налоговую нагрузку (далее ОНН) по Обществу с ограниченной ответственностью «Бриг – Виза» и Открытому акционерному обществу «Бугульминский электронасосный завод» за 2008 – 2010 гг.

ОНН = абсолютная налоговая нагрузка / выручка предприятия.

1. ОНН по ООО «Бриг – Виза»

- за 2008 г. = 784,9 / 5963 * 100% = 13,2%

- за 2009 г. = 1076,45 / 6691 * 100% = 16,1%

- за 2010 г. = 1409,1 / 45805 * 100% = 3,1

2. ОНН по ОАО «БЭНЗ»

- за 2008 г. = 240948 / 1103364 * 100% = 21,8%

- за 2009 г. = 235518 / 1095616 * 100% =21,5%

- за 2010 г. = 251552 / 1303677 * 100% = 19,3%

Для увеличения наглядности далее с помощью рисунка 2.4. рассмотрим относительную налоговую нагрузку на Общество с ограниченной ответственностью «Бриг – Виза» и Открытое акционерное общество «Бугульминский электронасосный завод» в 2008 – 2010 гг.

Как видно из рисунка 2.4, объем относительной налоговой нагрузки на предприятия в 2008 – 2010 гг. значительно различается.

Підпис: доля к объему доходов, %

Рис. 2.1. Объем налоговой нагрузки на ОАО «БЭНЗ» и ООО «Бриг – Виза» в 2008 – 2010 гг., %

Данное различие было наиболее заметно в 2010 году. Доля расходов по налогам составляет по ОАО «БЭНЗ» 19,3% от общего объема выручки, в то время как по ООО «Бриг – Виза» только 3,1%. При этом необходимо учитывать, что объем выручки от осуществления деятельности в ОАО «БЭНЗ» в несколько раз выше чем у ООО «Бриг –Виза». Но при этом ООО «Бриг – Виза» не обладает значительным объемом основных средств (то есть начисляется маленький налог на имущество организаций и транспортный налог), в то время как по ОАО «БЭНЗ» ресурсные платежи (в том числе земельный налог) составляют около 4 000 тыс. руб.

Современная налоговая политика по снижению налоговой нагрузки на предприятия заключается в смещении акцента с применения относительно высоких налоговых ставок на их снижение для создания роста налоговой базы и формирования доходов бюджета при более низкой налоговой нагрузке на хозяйствующие субъекты. Масштабная налоговая реформа в России происходит уже несколько лет. Приняты ключевые главы Налогового кодекса, направленные на снижение номинальной налоговой нагрузки, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. Улучшилась общая собираемость налогов, в связи с чем уровень налоговых поступлений в бюджеты увеличивается. Следует также отметить, что уровень номинальных налоговых ставок основных налогов в Российской Федерации заметно ниже, чем в среднем уровень в странах Восточной Европы. И тем, не менее, возможности по дальнейшему снижению налоговой нагрузки и повышению собираемости налогов без ущерба для бюджета и с пользой для налогоплательщика у России есть.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая нагрузка по ОАО «Бугульминский электронасосный завод» выше, чем по ООО «Бриг – Виза». Это связано со спецификой деятельности организации и формой собственности. В качестве основных налогов, обеспечивающих налоговую нагрузку на вышеназванные предприятия, выступают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятия и единый социальный налог.

Подведем итоги второй главы.

Необходимость, целесообразность проведения тактических налоговых мероприятий возникает в основном у предприятий, налоговая нагрузка на которые превышает 30% в добавленной стоимости выпущенной продукции.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru