Основные пути совершенствования налогообложения организаций

Страница 1

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).

Общей целью налоговой реформы в ближайшие годы должно оставаться создание налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности.

Следует рассмотреть и вопрос о возможности введения следующих мер налогового стимулирования развития высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности:

· освобождение до 50% прибыли компаний от налога на прибыль при направлении соответствующих средств на инвестиции в НИОКР и перерабатывающие производства, а также в инвестиции на мероприятия по повышению эффективности использования сырья и энергии, усилению экологичности продукции и на финансирование природоохранных мероприятий;

· установление налоговых каникул на срок от 3 до 5 лет для вновь создаваемых научно-исследовательских и технико-внедренческих компаний.

Необходимо выработать программу мер налогового стимулирования инновационной деятельности. Причем налоговая политика государства в части регулирования и стимулирования инновационных процессов в российской экономике должна быть коренным образом изменена. Она должна носить более активный характер - не просто способствовать созданию общих экономических условий и возможностей для осуществления налогоплательщиками инновационной деятельности, но и целенаправленно побуждать их проводить модернизацию и обновление производства. В системе мер государственной поддержки российских налогоплательщиков должны быть предусмотрены гарантии использования полученных дополнительно финансовых ресурсов (или их части) на установленные государством цели, в первую очередь на реализацию инновационных проектов.

В рамках рыночной экономики невозможно или очень трудно убрать различия в налоговых режимах предприятий ввиду их специализации, размера и иностранного участия. Налоговым кодексом РФ предусмотрены еще разные инвестиционные кредиты. Иностранные инвестиции, о которых мечтают почти все экономисты страны, нельзя ограничить закрытым списком нескольких стран-инвесторов.

Финансовые и промышленные группы будут продолжать выбирать, на каком звене производственной цепочки формировать и получать прибыль.

Даже изменение налоговой привязки, т.е. регистрация предприятия в другой территориальной налоговой инспекции, может способствовать минимизации определенных налогов.

При существующем порядке вещей большинство руководителей современных российских предприятий формально являются нарушителями налогового и даже уголовного законодательства. Несмотря на значительное количество налоговых дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, преобладающая часть налоговых правонарушений и преступлений остается вне поля зрения контрольных и правоохранительных органов. Фактически нарушение формальных правил налогообложения является общеупотребимой в российском бизнесе практикой, т.е. обычаем делового оборота. Это касается многих налогов, но уж совершенно точно - сборов во внебюджетные фонды и налога на доходы физических лиц при выплате зарплаты.

В последние годы значительные изменения были в гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, поэтому в ближайшее время нужно оценить результаты проведенных преобразований, а в случае необходимости внести отдельные изменения в НК РФ, направленные на оптимизацию установленного порядка.

Вместе с тем следует продолжить реформы в области начисления амортизации, в первую очередь это касается нелинейного метода начисления амортизации, который основан на начислении амортизации методом убывающего остатка на всю стоимость амортизационной группы.

В налоговое законодательство планируется внести изменения, направленные на устранение недостатков, связанных с переносом на будущее убытков поглощаемых (реорганизуемых) или приобретаемых компаний. Проведение реорганизации широко используется для минимизации налогообложения налогом на прибыль. Отсутствие ограничений создает на рынке искаженные стимулы, направленные на приобретение неэффективного бизнеса без последующего его развития. Сейчас существует возможность посредством присоединения убыточных организаций направить на погашение их убытков всю полученную прибыль.

Сложившаяся практика отнесения организациями процентов по долговым обязательствам на расходы, учитываемые при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций, показывает недостаточную эффективность положений НК РФ, регулирующих эти вопросы (например, пп. 2 п. 1 ст. 265, ст. 269 НК РФ). Так, с одной стороны, указанные положения не предотвращают уклонение от налогообложения путем неправомерного отнесения процентов на расходы, с другой стороны, являются трудоемкими и обременительными для добросовестных налогоплательщиков.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru