Основные пути совершенствования налогообложения организаций

Страница 2

Порядок ведения налогового учета доходов (расходов) в виде процентов по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также процентов по ценным бумагам и другим долговым обязательствам установлен ст. 328 НК РФ.

Под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях (п. 1 ст. 269 НК РФ). Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.

При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

Существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

На практике некоторые сложности представляет расчет среднего уровня процентов по долговым обязательствам, выданных на сопоставимых условиях.

Кроме того, торговые организации часто проводят обустройство прилегающей территории для удобства покупателей (парковка, охрана и т.д.). Сейчас вопрос об отнесении подобных расходов является спорным, налоговые органы часто доначисляют налог на прибыль. Налогоплательщики в суде обычно доказывают обоснованность таких расходов, тем не менее закрепление в НК РФ этих видов расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, необходимо.

Согласно абз. 2 ст. 275.1 НК РФ к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, реализующие товары, работы, услуги как своим работникам, так и сторонним лицам.

Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Также абз. 5 - 8 ст. 275.1 НК РФ предусмотрены условия признания подразделением налогоплательщика убытка при осуществлении деятельности, связанной с использованием названных объектов.

Как указывает Минфин России в Письме от 23.03.2009 N 03-03-06/1/174, налоговая база по деятельности обслуживающих производств и хозяйств определяется в целом по всем обслуживающим производствам и хозяйствам. Следовательно, организация, имеющая несколько объектов обслуживающих производств, должна учесть все доходы и вычесть из них убытки, полученные этими объектами (см. также Письма Минфина России от 24.11.2008 N 03-03-06/1/648, от 27.10.2008 N 03-03-06/1/603).

Как отмечается в Письме Минфина России от 03.12.2008 N 03-03-06/1/660, если органами местного самоуправления указанные нормативы не утверждены и отсутствует порядок определения соответствующих расходов обслуживающих производств и хозяйств, налогоплательщики вправе признавать расходы на содержание обслуживающих подразделений и хозяйств в размерах фактически осуществленных затрат. Данный вывод применяется в отношении градообразующих организаций.

При этом положения ст. 275.1 НК РФ содержат определение объектов обслуживающих производств и хозяйств, не позволяющее однозначно сказать, на доходы (убытки) от каких видов деятельности распространяется установленный этой статьей режим определения налоговой базы. В связи с этим при дальнейшем реформировании налогового законодательства необходимо уточнить виды деятельности, предусмотренные ст. 275.1 НК РФ, и критерии признания убытков обслуживающих производств (хозяйств).

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru