Классификация налогов

Множественность налогов, их различное назначение и построение обуславливают необходимость проведения их научной классификации. В основу классификации налогов положены различные признаки:

- административный признак;

- способ взимания;

- источник уплаты налога;

- степень обложения;

- направление использования налогов.

По административному признаку, т.е. по полномочиям соответствующих органов законодательной или представительной власти по введению налогов, установлению конкретных налоговых ставок, порядка и сроков взимания, налоги делятся на две группы: центральные (федеральные) и местные. Использование данного принципа в налоговой практике определяются, во-первых, государственным устройством, во-вторых, принципами финансовой политики, в-третьих, демократическими преобразованиями общества.

В отечественной налоговой системе в настоящее время данный принцип не нашел своей реализации, а в Налоговом кодексе приводится общий перечень всех видов налогов, которая включает в себя совокупность 9 видов налогов, 13 разновидностей сборов, 9 видов различных платежей ресурсного характера, государственную пошлину и 4 вида таможенных платежей.

Основное место в налоговой системе занимают налоги.

К ним относятся:

· корпоративный подоходный налог;

· индивидуальный подоходный налог;

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налоги и специальные платежи недропользователей;

· социальный налог;

· земельный налог;

· налог на транспортные средства;

· налог на имущество;

В зависимости от способа взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги -это налоги, взимаемые государством, непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога - одно лицо. К таким налогам относятся, например, налоги на имущество юридических и физических лиц.

Косвенные налоги непосредственно не связаны с доходами (имуществом) налогоплательщика. Они устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы).

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные. Такое подразделение осуществляется по степени оценки объекта обложения. Реальные налоги уплачиваются с отдельных видов имущества, они построены на внешних признаках. Реальные налоги по своей сути не в состоянии учитывать индивидуальные свойства плательщиков (земельный налог, налог на ценные бумаги).

Личные налоги взимаются с юридических и физических лиц непосредственно с дохода. Они учитывают как действительный доход плательщика, так и его индивидуальные обстоятельства, следовательно, исходят из субъекта обложения. Построение личных налогов основано на учете платежеспособности субъекта налога.

Косвенные налоги по своему характеру также неоднородны. В их составе выделяются акцизы, которые делятся на индивидуальные и универсальные, фискальные* монополии и таможенные пошлины. Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды или группы товаров. Разновидностью универсальных акцизов являются налог на добавленную стоимость (Республик Казахстан), налог с продаж (США). Косвенные налоги отличаются простотой взимания, их применение дает фискальный эффект даже в условиях падения производства.

По источнику уплаты налога различают следующие налоги:

- налоги, включаемые в стоимость продукции (НДС, налог на реализацию горюче-смазочных материалов и др.);

- налоги, включаемые в себестоимость продукции (налог на транспортные средства, земельный налог и др.);

- налоги, уплачиваемые за счет дохода налогоплательщика (подоходный налог, налог на имущество юридических лиц и др.).

По степени обложения выделяются три группы налогов:

- прогрессивные, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров доходов или иного объекта обложения. К этой группе налогов относятся, например, подоходный налог с физических лиц, налог с владельцев транспортных средств;

- регрессивные, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения;

- пропорциональные, когда тяжесть обложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта.

В зависимости от направления использования налоги делятся на общие и специальные. Первые могут быть использованы для финансирования любых нужд государства. Вторые имеют целевое назначение, и финансовые средства, полученные от их взимания, используются для финансирования конкретных мероприятий. В своем большинстве налоги являются общими. Целевые налоги обычно устанавливаются в качестве доходного источника специального внебюджетного фонда. В некоторых странах действуют специальные налоги, которые служат источником образования внебюджетных фондов, средства которых используются в целевом порядке. Например, налоги - источники образования Дорожного фонда: налог с владельцев транспортных средств, целевые сборы с граждан и предприятий за пользование автомобильными дорогами и др. - являются специальными. В отечественной налоговой практике примером специального налога является социальный налог.

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru