Система налогообложения РФ

Страница 2

Функция налога - проявление его сущности, действия, способ выражения его свойств.

Основной функцией выступает фискальная функция налогов, посредством ее реализуется главное общественное назначение налогов - основа финансовых ресурсов государства, формирующих бюджетную систему и внебюджетные фонды.

Налоги по своей природе - фискальные, однако налоговые льготы вводятся в соответствии с принятой социально-экономической и протекционистской политикой государства.

Фискальной политикой называют область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Такое взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Фискальная политика рассматривается западными экономистами как созидательный инструмент обеспечения полной занятости, ценовой стабильности и экономического роста. Поэтому фискальную политику нельзя трактовать только в узком смысле как изымающую. Это и политика стабилизации экономического роста, так как инструментом ее воздействия является манипулирование государственными налогами и заказами таким образом, чтобы увеличивать или уменьшать либо спрос на товары и ресурсы, либо их предложение и в этих случаях воздействовать на спад, стабилизацию или излишний рост производства, занятости и цены.

Если рассматривать содержание налогов по функциям и соответственно эти налоги перегруппировать, то окажется, что основной их массив связан с фискальной функцией и лишь некоторые - со сдерживающей, стимулирующей. В российском законодательстве отсутствует пока дифференциация налогов по видам собственности, т.е. государственные некоммерческие (не бюджетные) предприятия и частные коммерческие предприятия формируют государственные доходы в одном режиме, что может вызвать возражение.

По фискальным признакам налоги подразделяются на:

• налоги на доходы (прибыль);

• налоги на ресурсы;

• налоги на имущество;

• налоги на действия (акты, обороты).

Отсюда можно подразделить налоги по характеру действия на прямые (т.е. на доходы, ресурсы, имущество, владение, которые по закону облагаются налогом) и косвенные (прежде всего налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины).

Налоги различаются по сферам хозяйственной деятельности: определены налоги на деятельность, а также связанные с экспортно-импортными мероприятиями. Следовательно, каждый из налогов, действующих на территории Российской Федерации, может быть классифицирован по основаниям субъектов власти (бюджетными звеньями), по функциям, сферам хозяйственной деятельности, источнику, по объектам и характеру действия. Принципиальная сторона налоговой системы Российской Федерации состоит в том, что реализация стимулирующей функции осуществляется за счет льгот, исключений, конфискационных поставок (штрафов), увязываемых с теми признаками объекта, которыми определяются размеры налога.

Тесно связана с фискальной контрольная функция налоговой системы, призванная обеспечить возможность количественного отражения налоговых поступлений и их соотнесение с потребителями государства.

Контрольная функция позволяет отслеживать роль и количественное выражение налоговых сборов по каждому из видов налогов (в зависимости от количественных изменений по поступлению налогов могут вноситься изменения в трактовку налога, его ставку и соответственно в бюджетную систему) и добиться неукоснительного выполнения налогоплательщиком его обязательств посредством созданных организационных структур.

Фискальная и контрольная функции обеспечивают существование распределительной функции налогов. При этом сама распределительная функция распадается на составляющие подфункции - стимулирующие и сдерживающие.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений. Она проявляется в изменении объема обложения, уменьшении налоговой базы, понижении налоговой ставки. Льготы могут предоставляться в следующем виде: установление необлагаемым минимумом объекта, изменение обложения определенных его элементов, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты, вычеты из налогового платежа суммы за расчетный период и т.п.

Имеется также подфункция воспроизводственного назначения. В данном случае речь идет о применении обязательных платежей за воду, электроэнергию и газ, потребляемых производственными предприятиями, за использование природных ресурсов, а также об отчислениях в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы, в лесное хозяйство. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Классификация налогов по источнику обложения:

• издержки производства (себестоимость);

• прибыль;

• добавленная стоимость, стоимость работ и услуги (например, для рекламы) и др.

Особое внимание привлекает перечень и содержание налогов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), к которым относятся налоги, идущие на формирование внебюджетных фондов, платежи за пользование природными ресурсами и до 1996 г. относился транспортный налог.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru