Особенности налогообложения страховых организаций

Страница 1

Поскольку для страховых организаций налоги на доходы, а затем налог на прибыль являются самыми значимыми, то более подробно рассмотрим порядок их уплаты и результаты замены первого на второй.

Анализ перехода от уплаты налога на доходы к уплате налога на прибыль страховщиками важен, чтобы выяснить, как изменилось при данном переходе общее налоговое бремя, а также применительно к различным страховым организациям. Актуальность данной проблемы состоит в том, что неоднократно выдвигались идеи снова перевести страховые организации на уплату налога на доходы. Сдерживающим фактором введения налога на доходы является то, что реально заработанная страховая премия у страховщика будет определена по окончании договора страхования, а налоги уплачиваются с момента получения премии (страховых взносов). Исходя из практического опыта, автор считает, что такой возврат не перспективен.

При налогообложении дохода (1992-1993 гг.) доходом считались все поступающие страховые взносы за вычетом затрат, кроме оплаты труда штатных работников. Оплата штатных работников осуществлялась за счет части дохода, остающегося в распоряжении страховой организации после уплаты налогов, а комиссионные вознаграждения страховых агентов включались в себестоимость страховых услуг. С налоговой базы страховые организации уплачивали налог на доходы по ставке 25%, с доходов по ценным бумагам - по ставке 15%, а по прочей деятельности уплачивали налог на прибыль по ставке 32% .

Размер комиссионного вознаграждения страховых агентов и страховых брокеров определялся, исходя из доли (процента) расходов на ведение дела, предусмотренной в структуре тарифной ставки. Это являлось одной из основных особенностей страховой деятельности, и на нее не распространялось налогообложение за превышение фонда оплаты труда по сравнению с нормируемой величиной. Однако в любой страховой организации один и тот же работник, являясь штатным сотрудником, мог по совместительству быть страховым агентом. Это усложняло определение его заработка, так как нужно было одновременно определять источник данного заработка из дохода или прибыли страховой организации. Существовавший в 1993 г. порядок формирования резервов нормативным методом предусматривал создание запасных фондов, используемых для выплаты страхового возмещения в тех случаях, когда они не покрывались страховыми платежами текущего года. Доходы, полученные страховыми организациями от инвестирования временно свободных средств по долгосрочному страхованию, уменьшались на сумму, исчисленную на весь объем резерва, находящегося в распоряжении страховой организации, по проценту, предусмотренному в структуре тарифной ставки.

По рисковым видам страхования запасной фонд мог пополняться за счет инвестиционного дохода только после налогообложения. В нормативных документах нечетко был определен механизм пополнения запасного фонда. При расчете налоговой базы доход страховой организации уменьшался на суммы, вносимые страховыми организациями в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения, а также на суммы других обязательных платежей.

Доходы, включая дивиденды, проценты по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, распределяемые между акционерами, участниками товариществ за счет доходов, остающихся после уплаты налога, облагались налогом при выплате доходов юридическому лицу по ставке 15% у источника этих доходов. Прибыль, полученная страховой организацией от иных видов деятельности, а также доходы страховых посредников (брокеров) облагались в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Следовательно, существовало два параллельных налога, с различными ставками, это приводило к путанице, что считать страховой и нестраховой деятельностью.

На налоговую базу страховых организаций влияют наличие филиальной сети и передача части договоров в перестрахование. Широкая филиальная сеть создана только у крупной страховой организации, поэтому интересно анализировать деятельность такой страховой организации. Но при проведении анализа важно рассмотреть также данные по средним компаниям, которые в преобладающей массе работают на страховом рынке России. Для анализа результатов изменения системы налогообложения рассмотрены страховые организации трех типов, различающихся специализацией и объемом страховых операций.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru