Перспективы развития налогообложения страховых организаций

Страница 2

• некоторые другие аспекты взаимоотношений страховщика, страхователя и застрахованного.

Как показывает практика, результаты документальных проверок незначительны или из-за перерасчета страховых резервов вообще отсутствуют. Например, в случае если договоры страхования закончились и выплаты произведены (особенно по страхованию жизни), занижение налоговой базы выявить невозможно, так как в том же размере, что и страховые платежи, производятся страховые выплаты. С введением в действие части первой Налогового кодекса предусмотрено пересматривать применение льгот за предыдущие периоды (раньше это не было предусмотрено). Но при таких новациях эффективность доначислений со страховых организаций с учетом несовершенного законодательства по налогам и сборам незначительна. В ряде случаев контролирующие налоговые органы закрывают глаза на нарушения действующего налогового законодательства с использованием схем, направленных на занижение налоговой базы. Множественность и противоречивость административного и нормативного регулирования провоцируют сокрытие дохода и уход от налога, поэтому данная проблема особенно важна на современном этапе.

Порядок уплаты налогов, введенный с 1 января 2000 г., еще больше усугубил положение страховщиков по сравнению с другими плательщиками, что связано с необходимостью определения изменения страховых резервов по всей филиальной сети. Введенный порядок уплаты налогов до конца не проработан. Как уже указывалось, плательщики перечисляют налог на прибыль за филиалы пропорционально численности работников или расходов на оплату труда и стоимости основных фондов. Законодательством по налогам и сборам не определено, что конкретно включается в расходы на оплату труда. Конечно, целесообразно для уплаты налогов брать показатель численности работников, но возникает вопрос: как ее определять, если в середине месяца несколько сотрудников уволились, а затем в следующем месяце вдвое больше специалистов устроились на работу? Напряженность между страховщиками и налоговыми органами, возникшая в 2000 г., может еще больше обостриться, так как у многих страховых организаций по консолидированному балансу может быть получен убыток, а на некоторых территориях филиалами получена приличная прибыль, но в бюджет данной территории налоговых поступлений не будет. В данной ситуации на самом деле возникнет перекачка денежных средств из регионов на территорию нахождения головной страховой организации.

До конца не решен вопрос: имеет ли право филиал заплатить за головную организацию налог на прибыль в федеральный бюджет, если в головной организации на расчетном счете отсутствуют денежные средства? Что необходимо делать, если головная организация поручила платить налог в регионе филиалу по доверенности, а у него арестован счет?

С вступлением в силу главы 25 НК РФ дополнительно к бухгалтерскому учету страховые организации, как и другие предприятия, должны вести налоговый учет.

Все изложенные обстоятельства подводят к выводу, что назрела необходимость перевести страховые организации на уплату налога на страховые взносы взамен налога на прибыль. Это позволит государству получать планомерный постоянный доход. Регионы будут иметь налоговые ресурсы, которые соответствуют поступлениям страховых взносов по месту совершения операций, у страховых организаций установится порядок расчета и уплаты налогов, исчезнут противоречия с налоговыми органами. Будет подорвана основа существующих лжестраховых схем уклонения от налогообложения.

Предложения, предусматривающие введение налога на страховые взносы, в принципе не новы.

Из возможных вариантов использования налога на страховые взносы в России можно выделить пять направлений:

• полностью перейти от уплаты налога на прибыль к уплате налога на страховые взносы;

• ввести авансовый платеж по налогу на прибыль в виде налога на страховые взносы (например, по ставке 2%) по всем видам страхования, но не учитывать переплаты по налогу на взносы по сравнению с налогом на прибыль, который определяется в конце налогового периода (года);

• использовать налог на страховые взносы как авансовый платеж налога на прибыль и при этом предусмотреть взаимозачет переплаты по налогу на взносы в конце года при уплате налога на прибыль;

• упростить сбор налогов путем введения налога на страховые взносы по страхованию иному, чем страхование жизни (или по так называемым «рисковым» видам страхования), сохраняя прежний порядок налогообложения страхования жизни;

• ввести на страховую деятельность еще один дополнительный налог - налог на страховые взносы, сохранив налог на прибыль, т.е. установить сочетание косвенного и прямого налогов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru