Проблема стабилизации финансов в РФ и возможные пути её решения

Страница 1

Народное хозяйство можно сравнить с гигантским организмом, который поддерживает свое существование, растет, развивается, а иногда и чахнет. Мозгом этого организма является экономика.

Как известно, просчеты в экономической политике, нерациональная народнохозяйственная структура, не соответствующая требованиям объективных законов развития общества, стали питательной средой для внеэкономических методов перераспределения национального дохода, развития «теневой» экономики. В противоречии с потребностями развития материального производства и укрепления финансов находились и кредитные отношения. Все это открывало дополнительные каналы для разбухания денежного оборота, развития инфляции и обесценения денежной единицы, обусловливая и углубляя кризис финансовой системы.

Переход к рынку потребовал решения огромного количества экономических вопросов, значительное число которых связано с финансами. Возникла настоятельная необходимость осуществления радикальной реформы финансового механизма.[10]

Современный финансовый механизм призван, не только создать реальную финансовую базу для обеспечения экономической самостоятельности, но и обеспечить экономическое регулирование в условиях функционирования общегосударственного рынка и многоукладной экономики.

Программа финансовой стабилизации государства, исходя из мирового опыта, предусматривает следующие направления и тенденции развития финансов в современном периоде:

· использование эффективных финансовых рычагов, проверенных мировой практикой (налоги, финансовый рынок, самостоятельность местных бюджетов и отдельных хозяйствующих субъектов);

· стремление к установлению финансового рынка, обеспечивающего создание простора для инициативы всех хозяйственных форм, конкуренции любых видов собственности и роста финансовой эффективности общественного производства;

· развитие многообразных форм финансовых отношений, широкое использование финансовых рычагов для стимулирования трудовых коллективов на достижение высоких производственных и социальных результатов, обеспечение воздействия финансов на реальный общественный прогресс, в том числе и в социальной области.[11]

Возможными путями решения проблемы стабилизации финансов в России являются:

1. Принятие налоговых законов, составляющих основу части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Введение единой ставки подоходного налога; уменьшение обложения фонда оплаты труда; ликвидация налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг; отмена большинства льгот и другие предложенные меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков. Необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытым административно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системы таможенных тарифов. Процесс урегулирования налоговой задолженности предприятий должен быть существенно ускорен при последовательном вытеснении неденежных форм расчетов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментом ответственной бюджетной политики.

2. Инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы. Подобную инвентаризацию следует проводить ежегодно, учитывая ее результаты при формировании федерального бюджета на последующие годы.

3. Уточнение и сокращение обязательств государства. Надо привести обязательства государства в соответствие с имеющимися возможностями. Детские пособия и другие социальные льготы необходимо трансформировать в адресную социальную помощь преимущественно в денежной форме с регулярной проверкой степени нуждаемости их получателей.[12]

4. Концентрация ресурсов федерального бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов. За счет сокращения расходов целевых бюджетных фондов и ликвидации неэффективных инвестиционных программ будут увеличены ассигнования на образование и судебную систему. Произойдет дальнейшее увеличение реальной заработной платы (денежного довольствия) государственных служащих и работников бюджетной сферы. Новым направлением расходов станут адресные жилищные субсидии.

5. Четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами трех уровней, завершение формирования новой системы финансовой поддержки регионов. Фонд финансовой поддержки регионов должен распределяться на основе критериев, максимально объективно определяющих налоговый потенциал и бюджетные потребности регионов.

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru