Влияние внешних заимствований на социально-экономическое развитие посттрансформационных стран

Страница 3

Доказано, что внешний долг может повлиять на экономический подъем через инвестиционные каналы. Во-первых, обслуживание чрезмерной задолженности может уменьшить расходы бюджетных ресурсов на инвестиции, необходимые для стимулирования экономического роста. Во-вторых, высокая задолженность частного сектора мешает привлекать инвестиции, расширять производство и увеличивать занятость населения. Причина в неопределенности действий правительства при обслуживании большого внешнего долга.

М. Раваллион, используя показатель уровня бедности (население, которое живет меньше чем на 1 дол. в день), рассчитал, что этот уровень снижается по мере увеличения ВВП на душу населения с эластичностью 3,1.

Б. Локо и М. Млачила, используя эмпирические методы, выявили два канала влияния внешнего долга на благосостояние населения: первый — наиболее вероятный, когда увеличение долга влечет за собой рост расходов на социальный сектор (так называемая концепция инвестирования в человека); второй — когда уменьшение последующих заимствований (из-за снижения доверия финансовых "доноров") приводит к снижению расходов на социальную сферу. Они рассчитали, что при 20-процентном увеличении денежных средств на обслуживание долга на 1 % уменьшается ожидаемая продолжительность жизни при рождении, а показатель уровня смертности положительно коррелирует с показателями долговой нагрузки.

Согласно исследованию М. Карлберга, привлечение государственных займов в небольших объемах повышает уровень потребления на 1 чел., а интенсивное государственное заимствование — снижает. Другими результатами государственного заимствования являются ухудшение распределения дохода и рост процентной ставки, при этом снижается ставка заработной платы, равная предельному продукту труда.

Увеличение объемов заимствований приводит к возникновению долга, а из-за ограниченности рынка заемного капитала растут процентная ставка и сумма процентных выплат по государственному долгу, возникает необходимость в повышении налогов. Вследствие повышения процентных ставок и перевода капитала в непроизводственную сферу удешевляется фактор труда и повышаются доходы от предпринимательской деятельности.

Высокий уровень задолженности может опосредованно влиять на снижение бедности через инвестиционный канал и экономический подъем. В соответствии с результатами исследования С. Класенса и И. Дивана, показатели внешней задолженности влияют на бедность, однако это влияние ограничено для показателей ожидаемой продолжительности жизни при рождении и детской смертности.

Проанализировав теоретические подходы ученых к последствиям внешних заимствований государств, можно сделать вывод: внешнее финансирование важно не только для финансового, но и для социального секторов. По нашему мнению, на примере Украины и Польши целесообразно провести глубокий анализ показателей долговой нагрузки и благосостояния населения, акцентируя внимание на эмпирическом исследовании количественных параметров влияния на посттрансформационные экономики.

Перестраивая экономическую систему, практически каждое государство выбирает социально ориентированную модель развития, где главными целями являются человеческое развитие, обеспечение достойного уровня жизни, экономических свобод и социальной защиты граждан. Однако реальные последствия трансформации экономической системы проявляются в значительной дифференциации доходов, обеднении населения, росте социальной напряженности в стране. В 2008— 2011 гг. мировой финансовый кризис внес свои коррективы в социальную политику государств: во-первых, в ряде европейских стран (в частности, Греции, Испании и Великобритании) прошли массовые забастовки, связанные с проблемами дефицита бюджета и обслуживанием больших объемов внешних долгов; во-вторых, правительства были вынуждены сократить государственные расходы и поднять налоговые ставки, чтобы сбалансировать государственные финансы и избежать повторного кризиса.

Важную роль в углублении кризисных явлений и снижении благосостояния населения сыграли увеличение внешнего долга и усиление зависимости стран с посттрансформационной экономикой от динамики международных финансовых рынков. Кризисное уменьшение ВВП на душу населения соединялось с ростом долговой нагрузки социального сектора. Анализируя показатели ВВП и внешнего долга на душу населения (рис. 1), следует отметить, что самый большой объем внешнего долга на душу населения в Литве, Словакии, Венгрии, Эстонии, Словении, Латвии и на Мальте (в некоторых странах долговая нагрузка на 1 чел. приблизилась к размеру ВВП на душу населения). В Украине на 1 апреля 2011 г. внешний долг на душу населения составлял 2599 дол. (критическим принято считать уровень 200 дол.), в Польше — 8124 дол.

В соответствии с рейтингом стран мира по объему внешней задолженности в 2010 г., Польша занимает 26-е место (252 млрд. дол., что составляет 34,76% ВВП), а Украина — 33-е (116 млрд. дол., то есть 95% ВВП). Следует отметить, что внешние обязательства стран с посттрансформационной экономикой в последнее время характеризуются аккумулированием долгов, собственно, корпоративного сектора, уменьшением ВВП, увеличением внешнего долга и проблемами сокращения (старения) населения. Однако по индексу человеческого развития (табл. 1) они занимают достаточно высокие позиции (Чехия — 28-е, Словения — 29-е, Польша — 41-е, Украина — 69-е, Россия — 65-е место). Можно допустить, что внешние заимствования использовались для финансирования социальных расходов правительства и поддержания благосостояния населения, несмотря на необходимость сокращения государственных расходов и сбалансирования дефицита бюджета.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru