Элементы финансовой политики

Страница 1

Государственная политика Украины в современных условиях является совокупностью экономической, социальной, национальной, политической и военной политик. Эти направления деятельности государства неразрывно связаны с финансовой политикой. Финансовая политика состоит из бюджетной, налоговой, денежной, кредитной, ценовой и таможенной политики (рис. 1.1)

Рис. 1.1. Составные элементы финансовой политики

Финансовая политика Украины сегодня направлена на концентрацию финансовых ресурсов в руках государства при постоянном уменьшению базы формирования доходной части бюджета. Бюджетная политика определяется Конституцией Украины рядом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. К бюджетной политики относится определение: o бюджетного процесса; o принципов построения бюджета; o доля валового внутреннего продукта, которая концентрируется в бюджетах различных уровней; o структуры расходной части бюджета; o путей покрытия дефицита бюджета подобное. Важным элементом финансовой политики является налоговая политика. Налог - это индивидуально безэквивалентный движении денежных средств, который осуществляется на основе принуждения со стороны власти, имеющее целью формирование денежного фонда, который используется государством для выполнения своих функций. Более чем за пятьсот лет современная финансовая наука четко определилась в отношении налогов. А именно:

o без налогов государство не может существовать;

o налоговые взыскания имеют твердую тенденцию к росту;

о при переходе оптимального налогового порога нарушается обычный воспроизводственный процесс - экономика начинает разрушаться;

o в периоды кризиса налоги должны бута установлены на минимальном уровне;

o экономический механизм страны восстанавливается за счет мобилизации инвестиционного потенциала;

o высокие налоги приводят к утечке капитала, а налоговые льготы должны иметь открытый характер;

o налоговая система не должна носить конфискационный характер;

o суммарный размер налогов имеет устойчивую тенденцию роста только в экономической системе, в которой государство гарантирует стабильность законов и права;

o косвенные налоги необходимо вводить для ограничения потребления товаров, которые вредны для здоровья, на предметы роскоши, иногда на импортные товары и услуги и в других специфических случаях;

o основой налоговой базы должны выступать налоги на доходы и имущество.

Влияние налоговой политики на финансовую и экономическую политику государства проявляется непосредственно и за довольно короткий промежуток времени. В 2005 году было перевыполнено задание по перечислению в общий фонд налога на прибыль и составило 106,2% (дополнительно получено 1,3 млрд. грн.). Выполнение задания по сбору в общий фонд по налогу на прибыль в 2006 году составил - 100,2%, дополнительно получено 38,7 млн. грн. В 2005 году было дополнительно получено 0,7 млрд. грн. НДС (план перевыполнен на 2,9%). В 2006 году в Сводный бюджет Украины поступило НДС на 4,9% больше, чем было запланировано, дополнительно получено 1422,4 млн.грн. Следующим элементом финансовой политики является денежная политика, которая состоит из эмиссионной политики и политики поддержки стабильной национальной валюты. Эмиссионная политика определяет необходимость количества денег в обращении и имеет еще одно направление - увеличение доходной части бюджета. Последнее требует особой осторожности в применении. Если государство не в состоянии контролировать денежную политику, регулировать свою денежную систему, то это может нарушить экономическую безопасность страны. Кредитная политика, как составная финансовой, обеспечивает функционирование внутрихозяйственных расчетов и заемного капитала. Заемный капитал является важным условием осуществления воспроизводственного процесса, обеспечивает возможность займов как. для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кроме того, кредитный сектор экономики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Следует отметить, что величина процентной ставки может негативно повлиять на состояние экономической активности в обществе. Так, если рентабельность производственного сектора в рыночных условиях колеблется от 10 до 15%, то высокая ставка рефинансирования Национального банка, что превышает предел рентабельности, создает условия для: o невозврата кредитов; o рост цен; o снижение рентабельности заемщиков, что сокращает налогооблагаемую базу; o сужение внутреннего потребительского рынка и тому подобное. К общим методам денежно-кредитной политики относятся:

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru