Теория финансов

Страница 4

Переход экономики на рыночный путь развития означает предоставление хозяйствующим субъектам полной самостоятельности в организации и управлении их деятельностью, способствующих активизации предпринимательской инициативы и творчества, направленных на получение прибыли. Параллельно возрастает степень хозяйственного риска и финансовой ответственности предприятий и их собственников за результаты работы.

Процесс экономической перестройки народного хозяйства сложен. Под воздействием множества внешних и внутренних факторов ряд белорусских предприятий оказались неплатежеспособными. Их кризисное состояние усугубляется изношенностью основных фондов и невозможностью в связи с этим обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и рентабельную работу. Такие предприятия стали обузой для национальной экономики, т. е. банкротами.

Банкротство предприятий всегда сопряжено с определенными потерями капиталов, сокращением производственных мощностей, появлением безработных и связанными с этим социальными конфликтами. Тем не менее структурная перестройка и, следовательно, общий экономический рост белорусской экономики невозможен без ликвидации технически отсталых предприятий, производящих ненужную продукцию, расходующих на нее огромную массу дефицитных материальных, сырьевых, топливных и трудовых ресурсов.

Понятие «несостоятельность» («банкротство») указывает на неспособность удовлетворения требований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховых взносов и иных аналогичных сумм.

Надо отметить, что не во всех случаях наличие кредиторской задолженности свидетельствует о признании предприятия-должника банкротом. Обычно во внимание принимается лишь такая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника.

Официально предприятие может считаться банкротом только при наличии решения хозяйственного суда. Законодательство в банкротстве не ограничивается лишь ликвидационными процедурами. Значительное место в нем отводится процедурам организационным, включая внешнее управление и санацию (оздоровление). Все эти варианты направлены на продолжение деятельности предприятия, оказание ему финансовой помощи с целью обеспечения его нормального дальнейшего функционирования.

Таким образом, государство принимает на себя функции регулирования экономических отношений в случаях банкротства хозяйствующих субъектов, отдавая приоритет интересам кредиторов. Кредитор должен иметь гарантии получения средств, которые он вложил в обанкротившееся предприятие. Вместе с тем задача состоит в том, чтобы добиваться сохранения бизнеса с использованием самых различных методов: диверсификации, реструктурирования капитала предприятия-должника, выделения отдельных подразделений в самостоятельные производственные структуры и т. д.

Возможны варианты, когда государство не способно эффективно выполнять роль собственника по отношению к предприятию-банкроту и не имеет необходимые финансовые источники для восстановления его платежеспособности. Тогда оно может продать его новому собственнику, который должен рассчитаться за все долги. При этом производство сохраняется, и бизнес продолжает функционировать. В случае, если продажа по каким-либо причинам исключается, может приниматься решение о преобразовании предприятия в акционерное общество с закреплением за государством контрольного пакета акций и продажей остальной части акций инвесторам, согласным их купить, погасив при этом долги данного предприятия. Подобный подход представляется целесообразным потому, что дает наибольшие шансы сохранить в экономике функционирующие производственные единицы, выпускающие необходимую продукцию, дающие прибыль и соответствующие отчисления в государственный бюджет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru