Теория финансов

Страница 5

Государственное регулирование процессами экономической санации и банкротства предприятий осуществляется на основе нормативных актов. В Республике Беларусь в этой области действуют Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

В последнем нормативном документе четко разграничиваются понятия «экономическая несостоятельность» и «банкротство». Это сделано для того, чтобы не допустить случаев «ложного банкротства», к которому иногда прибегают кредиторы и собственники предприятий в корыстных интересах. Примеры таких фактов широко известны в сфере становления частного бизнеса в Российской Федерации.

Экономическая несостоятельность — это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Банкротство это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника — юридического лица, прекращением деятельности должника — индивидуального предпринимателя.

Основной формой борьбы с экономической несостоятельностью предприятий признается их досудебное оздоровление. Для этого на руководителей и учредителей организаций, а также на государственные органы управления возлагается обязанность своевременно принимать меры по предупреждению экономической несостоятельности.

Такими мерами могут быть:

- изменение структуры и состава органов управления юридических лиц и иных организаций;

- взыскание дебиторской задолженности;

- выделение бюджетных средств для погашения задолженности перед кредиторами, заключение кредитных договоров, погашение кредиторской задолженности за счет иных источников;

- привлечение инвестиций, в том числе иностранных;

- достижение соглашений с кредиторами о реструктуризации кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления необходимых гарантий;

- реструктуризации задолженности по обязательным платежам и платежам за потребленные энергоресурсы;

- изменения сроков уплаты налогов, сборов (пошлин), штрафов (пени) и иных обязательных платежей путем отсрочки с единовременной уплатой сумм перечисленных платежей, рассрочки с поэтапной уплатой этих платежей, а также налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой сумм налогов в период действия такого кредита;

- предоставления кредитов, бюджетных ссуд, субсидий, иных видов финансовой помощи в установленном законодательством порядке;

-реорганизации юридических лиц и принятия иных мер, не противоречащих законодательству.

Приведенный перечень мер по финансовому оздоровлению предприятий достаточно широк и дает им реальные возможности выхода из временного экономического кризиса. Для управления и координации данных процессов при республиканских органах государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органах создаются и действуют комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротства), в задачи которых входят разработка мер по досудебному оздоровлению, подбор и аккредитация лиц на осуществление деятельности в качестве временного (антикризисного) управляющего, подготовка предложений по проектам мировых соглашений и т, п.

Хозяйственный суд по ходатайству должника, органов, принявших решение о проведении досудебного оздоровления, вправе установить защитный период сроком до трех лет в целях завершения досудебного оздоровления.

Процедура банкротства предприятия производится лишь в крайних случаях, когда достоверно обоснована невозможность или нецелесообразность проведения досудебного оздоровления. Для признания должника банкротом кредитор должен подать в хозяйственный суд заявление, предусматривающее наличие для этого в совокупности трех оснований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru