Оценка влияния ценовой политики на финансовые результаты организации

Страница 1

Как показывает отечественная практика, в настоящее время применение цен, основанных на сумме фактических полных затрат и определенной величины прибыли, заводит предприятия в тупиковые ситуации. Стремясь сохранить норму и массу получаемой прибыли в условиях роста затрат, предприятия повышают цены, тем самым делая свою продукцию неконкурентоспособной. Вместе с тем, теория и практика стран с рыночной экономикой показывает, что завоевание и удержание рынков возможно при реализации более дешевой продукции на основе снижения нормы прибыли и получении нужной массы прибыли за счет больших объемов продаж.

Система «директ-костинг» дает возможность установить связи и пропорции между затратами и объемами производства, получить информацию о прибыльности и убыточности производства в зависимости от его объема, прогнозировать изменение себестоимости в зависимости от объема производства или мощностей. Выделение суммы постоянных затрат в этой системе калькулирования позволяет показать влияние их величины на сумму прибыли, а изменение маржинального дохода дает возможность выявить более рентабельные изделия и соответственно внести изменения в ассортимент выпускаемой продукции. Таким образом, система «директ-костинг» позволяет определить изменение прибыли под влиянием изменения переменных затрат, цен реализации, структуры выпускаемой продукции и на основе такого анализа принять комплекс необходимых в этих условиях стратегических мер по управлению предприятием.

Для определения потенциальной прибыли, которую может достичь предприятие, необходимо проведение комплексного анализа издержек, объема производства и прибыли (cost-volume-profit analysis/ CVP analysis).

Прибыль – это доход фирмы, образующийся как разность между общим доходом и общими затратами фирмы на производство продукции. С точки зрения экономической теории безубыточность есть нормальное состояние фирмы на современном конкурентном рынке, находящемся в состоянии долгосрочного равновесия. Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход. Первая проблема, связанная с точкой безубыточности, - это проблема определения критического объема продукции, при котором достигается безубыточность. В данном параграфе мы рассмотрим сначала три подхода к определению точки безубыточности: уравнения, маржинального дохода и графического изображения. Рассмотрим метод анализа чувствительности прогнозного расчета критической точки к изменениям принятых допущений (CVP - анализ). Перейдем к рассмотрению методов расчета точки безубыточности.

1. Метод уравнения. В самом общем виде схема любого отчета о финансовых результатах выглядит следующим образом:

выручка – переменные затраты – постоянные затраты = чистая прибыль,

или

Это же уравнение можно переписать в алгебраической записи. Обозначим прибыль за исследуемый период через П, через Р – цену продажи единицы произведенной фирмой продукции, х – объем произведенной и проданной продукции за указанный период, а – уровень фиксированных расходов, в – переменные расходы на произведенную (и проданную) продукцию. В таких обозначениях уравнение «прибыли-доходов-расходов» выглядит следующим образом:

П = Р×х – (а + в×х)

или

П = (Р - в) ×х – а (8)

Последняя форма уравнения подчеркивает, что все факторы делятся на зависящие от объема реализации и независящие от него. В частности, все расходы фирмы можно разделить на постоянные и переменные.

Заметим, что при определении параметров мы разделили издержки на производство реализованной и произведенной продукции. Данное различие является наиболее существенным для двух подходов в управлении затратами и ценами: Absorption costing и Direct costing. По методу Absorption costing калькулирование себестоимости продукции осуществляется с распределением всех затрат между реализованной продукцией и остатками товаров, то есть постоянные расходы являются запасоемкими. При методе Direct costing постоянные расходы полностью относятся на реализацию.

Использование уравнения (8) позволяет легко определить точку безубыточности путем несложных алгебраических преобразований. Объем выпуска (хо), при котором достигается точка безубыточности, определяется из условия:

П = 0, и хо = (П + а) / (Р - в) = а / (Р - в) (9)

2. Маржинальный доход. Метод маржинального дохода есть модификация предыдущего. Под маржинальным (предельным) доходом понимают доход, который получает фирма от производства одного изделия.

Тогда формула (2) может быть переписана в виде

(10)

Для определения объема производства с заданной прибылью:

(11)

Представленные методические подходы относятся к CVP-анализу, то есть анализу соотношений прибыли, затрат и объема продаж. Основные положения методики совместного анализа издержек, объема деятельности и прибыли приведены в таблице 1. Исчисление коэффициентов выручки необходимо для выбора наилучшей (с точки зрения получения прибыли) структуры ассортимента продукции. При равенстве всех других показателей предпочтение должно отдаваться той структуре продаж, которая обеспечивает самый большой коэффициент выручки.

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru