Понятие и принципы механизма межбюджетных отношений

Страница 2

Экономический федерализм, или экономические федеративные отношения, складывается в области бюджета, инвестиций, промышленности и т.д. Для определения государственно-правовой стратегии эффективного решения всеми уровнями публичной власти современных задач экономического развития в условиях федерализации России экспертами ТАСИС разработан проект Кодекса основных принципов федеративных экономических отношений в России. Данный проект составлен прежде всего на основе Конституции РФ, законодательства и судебной практики России, а также опыта зарубежных стран в построении федеративной модели государства.

Кодекс определяет следующее принципы федеративных экономических отношений: — единства экономического пространства России; — конституционного разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов в сферах экономического регулирования; — разграничения федеральным законодательством компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов; — согласованного формирования и осуществления единой экономической политики Российской Федерацией и ее субъектами; субсидиарности (децентрализация управления экономическими отношениями адекватно региональными местным потребностям и ресурсам, территориальным условиям развития); — равных условий экономического развития территорий; — федеративной лояльности (приверженности федеративной идее, или лояльности Федерации); — кооперации деятельности РФ и ее субъектов при осуществлении полномочий в экономической сфере; — свободного перемещения товаров, услуг, финансовых средств и рабочей силы в стране; — равноправия хозяйствующих субъектов; и др.

Такая многогранность федерализма позволяет сделать вывод, что он основан на уважении тех основных принципов, которые гарантируют демократическую направленность государственной политики. БК РФ регламентирует следующие принципы межбюджетных от- ношений, которые с большей долей уверенности можно отнести к принципам бюджетного федерализма: — распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ; — разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ; — равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; — выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований; — равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Особо следует остановиться на принципе равенства во взаимоотношениях бюджетов субъектов РФ с федеральным бюджетом, который Предполагает установление единых для всех субъектов РФ нормативов отчисления в их бюджеты от федеральных налогов и сборов и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов.

Соглашения между российской Федерацией и субъектом РФ, содержащие нормы, нарушающие единый порядок взаимоотношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ и другие положения, установленные БК РФ, федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, являются недействительными и исполнению не подлежат.

Арсенал инструментов межбюджетных отношений включает разграничение доходных источников, расходных обязательств и финансирования, а также предоставление финансовой помощи. Важно заметить, что самым «объемным» направлением межбюджетных отношений остается распределение (расщепление) регулирующих доходов.

«Широкое применение в России расщепления налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы давало возможность ограничить общий размер финансовой помощи регионам. Однако в целом недостатки системы расщепления налоговых поступлений превосходили ее преимущества. Расщепление налоговых поступлений включает элемент политического торга, что уже само по себе предполагает его «мягкость».

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru