Понятие и принципы механизма межбюджетных отношений

Страница 4

В 1997 г. перечень налогов стал «закрытым»: только федеральный законодательный орган власти вправе устанавливать налоги на территории РФ. Этот период был не более чем экспериментальным федерализмом, и в 1997 г. стало ясно, что возможности его развития исчерпаны. Более того, в 1997—1998 гг. обострился кризис межбюджетных отношений, что нашло отражение в недовольстве регионов проводимой центром политикой, попытках внедрения одноканальной модели.

Одноканальная модель предполагает, что регионы передают в центр фиксированную сумму платежей, а все то, что будет собрано на территории сверх этой суммы, остается в их распоряжении. Однако одноканальная модель могла привести к дезинтеграции сначала налогово-бюджетного, а затем и экономического пространства, ухудшить инвестиционный и предпринимательский климат и в результате усилить сепаратистские тенденции.

К недостаткам существовавшей в то время системы межбюджетных отношений можно отнести: — не в полной мере обоснованные и закрепленные расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы; — отсутствие должного внимания к вопросу совершенствования других форм финансовой помощи из федерального бюджета, кроме помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ; — отсутствие комплексного подхода к выравниванию социально- экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ; — отсутствие учета влияния институционных реформ как фактора сокращения бюджетных расходов; — нерешенность вопросов усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов; — несформированность нормативной базы для обоснования потребностей в бюджетных расходах.

Страницы: 1 2 3 4 

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru