Нормативно правовое регулирование налогообложения

Страница 1

Система российского налогового законодательства - это совокупность нормативных актов различного уровня, содержащих нормы налогового права:

• федеральные законы;

• законы и акты субъектов Федерации;

• ведомственные нормативные акты и акты местного самоуправления.

Основу российского законодательства составляет концепция системы законов о налогах прямого действия, которая предусматривает исключение издания конкретизирующих и развивающих их подзаконных актов.

В Конституции Российской Федерации указано, что «каждый обязан платить законно установленные платежи и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Законодательные акты, вводящие новые налоги и сборы, улучшающие положение налогоплательщиков, имеют обратную силу».

Общие принципы налогообложения в России закреплены в Налоговом кодексе (часть 1) Российской Федерации, введенном в действие с 1 января 1999 г. Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов. В Налоговом кодексе определено, что законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения, фактической способности налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости. С 1 января 2001 г. введена в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации.

Законы Российской Федерации делятся на законы:

• Общего действия (например, бывший Закон «О федеральных органах налоговой полиции»).

• О конкретных налогах (например, бывший Закон «О налоге на рекламу»).

Указы Президента Российской Федерации, во-первых, устанавливают самостоятельные нормы права, а во-вторых, носят характер поручений органам управления по разработке нормативных актов по налогообложению.

Постановления Правительства Российской Федерации устанавливают ставки акцизов и таможенных пошлин, определяют состав затрат, применяемый при налогообложении, и т.д.

Согласно ст. 4 Кодекса федеральные и региональные органы исполнительной власти в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, могут создавать нормативные правовые акты по вопросам, связанные с налогообложением и сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах». Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливая местные налоги и сборы. Их налоговая политика должна соответствовать общим принципам налогообложения и сборов, определенных Кодексом.

Важное место в условиях развития российской налоговой системы занимают акты Федеральной налоговой службы и Министерства финансов Российской Федерации. В ряде случаев эти документы могут иметь нормативное значение, и их нарушение влечет за собой ответственность. Но в целом их основная задача - разъяснение методики ввода в действие закона, отдельных его положений. Письма, указания и разъяснения Госналогслужбы носят нормативный характер и в основном посвящены рассмотрению частных налоговых ситуаций.

Постановления Конституционного Суда, решения и определения Верховного Суда Российской Федерации играют существенную роль в налоговой сфере. Принятые в последнее время постановления этих органов и Высшего Арбитражного Суда представляют возможность защиты интересов налогоплательщиков - обжалование незаконных решений налоговых органов в судебном порядке.

Кроме национального законодательства отношения в налоговой сфере регулируются и международно-правовыми договорами.

Пределы действия налоговых нормативных актов определяются по трем аспектам: во времени; в пространстве; по кругу лиц[6].

Действие закона во времени. Согласно ст. 5 Кодекса «акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования . Федеральные законы, вносящие изменения в Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия .». Общие правила введения в действие нормативных актов предусматривают:

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru