Управление дебиторской задолженностью

Страница 1

Организации предпочли бы продавать товары, услуги за наличные, а не в кредит. Однако требования конкуренции вынуждают большинство организаций предлагать товары и услуги в кредит. Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за предоставление товаров или услуг. Предоставление товаров или услуг в кредит обычно увеличивает объем продаж, и в конечном счете, прибыль предприятия. При этом когда товары и услуги предоставляют в кредит, то сокращаются запасы, но образуется дебиторская задолженность, то есть недополученный остаток денежных средств с покупателя. Когда покупатель уплачивает по счету, то уменьшается дебиторская задолженность и увеличивается сумма денежных средств на расчетном счете организации.

На дебиторскую задолженность влияют следующие факторы:

- оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Управление дебиторской задолженностью основано на двух подходах:

1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровни кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения.

Это обязанность всякой организации, если она хочет поддерживать свою финансовую устойчивость на достаточном уровне. Ей следует соблюдать политику дифференцированного подхода к клиентам в зависимости от их дисциплины погашения дебиторской задолженности. Надежным и простым методом контроля дебиторской задолженности является группировка дебиторов по категориям риска погашения задолженности. В свою очередь категория риска дебитора определяет характер кредитной политики, которую к нему применяет компания. Группировку дебиторов можно произвести например, следующим образом (таблица 1).

Инкассация дебиторской задолженности является основным источником денежных поступлений компании. Поэтому исключительное значение приобретает правильное проведение кредитной политики, т.е. отпуска товаров покупателям компании. Кредитная политика включает ряд основных элементов.

Срок кредита - период времени, в течение которого покупатели должны заплатить за свои покупки. Это может быть и 30, и 60, и 90 дней или же любой другой срок, оговоренный в договоре с покупателем.

Таблица 1

Группировка кредиторов по категориям риска

Категория риска

Неоплачено продаж, %

%

клиентов

Характер выдачи кредита

Периодичность проверки

1

0,5-1

60

Автоматически, любой

Проверка 1 раз в год

2

1-2

20

Автоматически, ограниченный

Проверка 1 раз в квартал

3

2-5

10

По специальному решению руководства компании

Периодичность отсутствует

4

5-10

5

По специальному решению руководства компании

То же

5

Более 10

5

Наложенным платежом

-

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru