Заключение

Страница 1

Формированию доходной базы Пенсионного фонда РФ отведено ключевое место в российской системе государственного социального страхования. До 2010 г. средства, используемые на выплату трудовых пенсий, формировались за счет двух основных источников. Первый - единый социальный налог, это, по существу, бывшие обязательные страховые взносы, предназначенные для выплаты трудовых пенсий. Доходы в виде страховых взносов принято называть собственными доходами фонда обязательного пенсионного страхования. Второй - дотация за счет средств федерального бюджета.

Доходы бюджета Фонда выглядят внушительно - за 2010 г. они составили 4610,1 миллиарда рублей, расходы - 4249,2 миллиарда рублей. То есть профицит бюджета Фонда немалый - 360,9 миллиарда рублей.

Вместе с тем, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда РФ за 2006-2010 гг., можно выявить тенденцию увеличения средств федерального бюджета в финансировании пенсионной. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средств федерального, низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов, изменение с 2008 г. тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 4 % до 6 %, несовершенство законодательства в части администрирования страховых платежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (в том числе просроченной).

Для базовой части пенсии характерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство в рассматриваемый период пыталось снизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 г. страховому принципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносов страховой и накопительной части пенсии.

В структуре расходов бюджета Пенсионного фонда РФ в рассматриваемый период преобладали расходы на выплату трудовой пенсии (80%), социальные пенсии (10%), пенсии пенсионерам, досрочно вышедшим на пенсию (8%), пенсии пенсионерам за пределами России (2%). Что касается доли базовой, страховой и накопительной части в расходах Пенсионного фонда РФ, то сложилась тенденция к уменьшению расходов на выплату базовой части пенсии, в то время как расходы на страховую и накопительную части имели тенденцию к увеличению.

Сегодня все более актуальными становятся вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ и эффективного управления его финансовыми ресурсами. Однако в ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе они не могут быть решены с помощью только оперативных мер по мобилизации страховых взносов и привлечению средств из федерального бюджета для финансирования предусмотренных законодательством пенсионных выплат без анализа причин и принятия действенных мер по уменьшению зависимости ПФР от федерального бюджета. Глубинные причины финансовой неустойчивости ПФР не могут быть нивелированы и тем более устранены без коренного изменения стратегии и механизмов формирования и использования его финансовых ресурсов.

[1] Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // http://www.pfrf.ru/.

[2] Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // http://www.pfrf.ru/.

[3] http://www.consultant.ru/

[4] Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // http://www.pfrf.ru/.

[5] Шафигуллин Э.Н. О правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 5. С. 94.

[6] Федеральный закон от 3 апреля 2008 г. № 38-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006 год" // http://www.consultant.ru/

[7] Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 232-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год" // http://www.consultant.ru/

[8] Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 373-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год" // http://www.consultant.ru/

[9] Федеральный Закон от 4 октября 2010 г. № 258-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009 год" // http://www.consultant.ru/

[10] Федеральный закон от 6 октября 2011 г. № 268-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год" // http://www.consultant.ru/

[11] Федеральный закон от 3 апреля 2008 г. № 38-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2006 год" // http://www.consultant.ru/

[12] Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 232-ФЗ (в последующ. ред.) "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2007 год" // http://www.consultant.ru/

Страницы: 1 2

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru