Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и муниципальных образований

Страница 2

Ряд авторов определяют горизонтальное выравнивание как систему оказания централизованной финансовой помощи органам власти с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны, как минимум, сопоставимый уровень финансирования закрепленных за ними социально значимых расходов [30.C. 25-32].

Посредством механизма распределения финансовой помощи регионам, федерация имеет возможность оказывать влияние на региональную экономическую политику. В свою очередь субъекты, передавая финансовую помощь местным бюджетам, оказывают воздействие на экономическую политику в муниципальных образованиях

Мировая практика горизонтального бюджетного выравнивания представлена в приложении 5. Она имеет богатый опыт создания инструментов горизонтального бюджетного выравнивания.

В российской практике используются следующие инструменты бюджетного регулирования:

а) нормативные отчисления от регулирующих налогов;

б) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и другая финансовая помощь.

Данные инструменты позволяют обеспечить региональные и местные бюджеты необходимыми собственными доходами. Особую актуальность вопрос обеспечения местных бюджетов собственными доходами приобретает в настоящее время, когда в условиях преодоления последствий экономического кризиса, значительное снижение доходов и сохранения практически на прежнем уровне расходных обязательств, обеспечило многим субъектам Российской Федерации столкнуться с проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов и невозможностью исполнения закрепленных за ними полномочий за счет собственных средств. Так, например, с дефицитом в 2009 году были исполнены бюджеты 62 субъектов Российской Федерации.

Таким образом, перед государством и субъектами Российской Федерации важнейшей задачей остается осуществление правильного выбора механизма распределения средств между бюджетами разных уровней с целью финансового обеспечения региональных и местных бюджетов и сохранения стимулов к развитию налогооблагаемой базы. Необходимо определить, в какой пропорции разделить основные средства межбюджетного регулирования между каналами передачи средств. Особую значимость имеют нормативы отчислений от регулирующих налогов в связи с тем, что этот инструмент применяется для формирования всех без исключения нижестоящих бюджетов [20.C. 18-31].

Закрепление дополнительных нормативов отчислений от налогов и сборов способствует созданию стимулов для проведения на местном уровне рациональной и ответственной налоговой и бюджетной политики, развитию и эффективному использованию налогового потенциала муниципального образования, повышению эффективности бюджетных расходов и минимизации встречных финансовых потоков.

Так, например, в законе Санкт-Петербурга о бюджете Санкт-Петербурга утверждаются нормативы отчислений от налогов и сборов для каждого муниципального образования [8].

Вместе с тем следует учесть, что передаваемые налоговые доходы местным бюджетам, как правило, не могут обеспечить равномерное распределение финансовых ресурсов по муниципалитетам, гарантировать определенный объем доходов муниципальным образованиям с низким уровнем социально-экономического развития. Поэтому для осуществления бюджетного регулирования как между Российской Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами РФ и муниципальными образованиями используется финансовая помощь в виде дотаций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов.

Традиционным инструментом бюджетного регулирования является дотация как форма финансовой помощи, предоставляемая на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов нижестоящего бюджета [2].

По мнению многих авторов, основной недостаток данного трансферта заключается в том, что дотации выделяются региону или муниципальному образованию общей суммой без определения цели и ответственности за их эффективное использование.

Однако, не смотря на недостатки использования нецелевой финансовой помощи для обеспечения нижестоящих бюджетов собственными доходами, с помощью данного инструмента межбюджетного регулирования можно обеспечить более равномерное распределение средств между данными бюджетами. Это объясняется тем, что право на ее получение имеют не все бюджеты, а лишь те, у которых уровень бюджетной обеспеченности ниже уровня, достаточного для выполнения обязательств собственными средствами. Объектом бюджетного выравнивания является уровень бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.

Еще одним инструментом бюджетного регулирования являются субсидии. Природа средств субсидии сводится к предоставлению бюджетных ассигнований из бюджета одного уровня публичной власти бюджету другого уровня публичной власти на безвозмездной и безвозвратной основе на долевых началах на целевые расходы, относящиеся к предметам ведения органов власти нижестоящего уровня, для стимулирования этих органов власти к вложению средств в приоритетные с позиции вышестоящих органов власти направления [42].

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru