Отток капитала

Страница 2

Инвестиционная политика же представляет собой совокупность хозяйственных решений, определяющих основные направления капитальных вложений, меры по их концентрации на решающих направлениях. Инвестиционная политика взаимосвязана с капитальными вложениями. Выбор инвестиционной политики включает определенные цели инвестора и объема инвестируемых средств. Она должна осуществляться в “прозрачных” условиях. При выполнении этих требований инвестор сможет понять инвестиционную политику относительно правил регулирования деятельности агентов рынка, сумеет определить инвестиционную привлекательность тех лиц, которые выпускаю ценные бумаги (эмитенты), и тех, кто под залог ценных бумаг имеет намерение привлечь вложения в конкретные проекты по выпуску продукции, пользующейся спросом на рынке. При наличии этих предпосылок можно оценить сложность финансовых проблем, связанных с кредитно-денежной, структурной, бюджетно-налоговой политикой, особенно в части методов формирования финансовых резервов для предотвращения кризисных явлений.

Выполнение этих условий позволяет сформировать составляющие кредитного рейтинга, определяющего уровень рисков инвестиционных вложений. Таковы основные элементы, характеризующие инвестиционную политику и действия по ее формированию.

Экономическое развитие России за годы реформ характеризуется беспрецедентным падением объемов производства и еще в большей степени замораживанием инвестиционной активности. Валовой внутренний продукт ежегодно сокращался. Динамика даже 1999 года соответствовала этим тенденциям. Казалось бы, 1997 г. можно было считать переломным: рост ВВП в целом за год – 0.4%. Однако следующие три обстоятельства не позволяют сделать такого вывода [1]. Во-первых, намечавшийся незначительный подъем происходит после столь значительного падения, что буквально утонул в обвальном снижении производства. Если сопоставить это снижение с падением объемов производства за годы Великой Отечественной войны (27%), то станет понятна глубина экономического спада, переживаемого Россией. Во-вторых, статистические данные о подъеме на 0.4 % лежат на уровне погрешности статистического учета стоимостного объема производства в сопоставимых ценах. В-третьих, подлинный и устойчивый рост всегда начинается с активизацией инвестиций в реальную экономику. Но этого не произошло ни в 1997 г., ни в 1999 г., проблема инвестиций еще более обострилась.

Можно согласиться с тем, что начало российских реформ прошло под воздействием увлеченности универсальными возможностями рынка и романтичной веры в высший приоритет “общечеловеческих” ценностей [8]. Это наложило отпечаток на идеологию и ход преобразований. На первый план был поставлен частный экономический интерес предпринимателей, а на деле – новых финансовых структур. Экономические же интересы страны в целом оказались в разряде скомпрометировавших себя и “отживших” категорий. Результаты по большому числу обобщающих параметров функционирования экономики представлены в табл.1

Таблица 1

Индексы некоторых социально-экономических показателей Российской Федерации

Показатель

1996 к 1990 г.

1999 к 1990 г.

ВВП

58,5

56,1

Продукция промышленности

47,2

50,1

Продукция сельского хозяйства

55,1

58,0

Капитальные вложения

25,0

22,5

Розничный товарооборот

85,1

76,0

Среднемесячная заработная плата

45,4

75,3

Источник: Социально-экономическое положение России 1999/ Госкомстат РФ. М.:

Б.и. 2000 № 12. 370 с.

Критерий рентабельности мирового рынка не совпадает с критерием национально-государственных интересов России. Западным ТНК, как субъектам мирового рынка играющим ведущую роль в определении его рентабельности, выгодна ситуация, когда подавляющая часть обрабатывающей промышленности России демонтируется, а топливно-энергетические ресурсы и сырье в преобладающей части экспортируются на Запад. Для России экономически выгодной является ситуация, при которой морально устаревшие производственные мощности заменялись на новые [9]. Это возможно при трех условиях: государственное программирование и регулирование экономики; проведение ступенчатой реконструкции и модернизации по мере мобилизации инвестиционных ресурсов; выстраивание реформ с опорой прежде всего на собственные инвестиционные ресурсы и с привлечением зарубежных инвестиционных ресурсов лишь в качестве дополнения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru