Стабилизационная политика государства: концептуальные представления о механизмах и инструментах стабилизационной политики государства

Страница 2

Стабилизационная финансовая политика представляет собой один из видов государственной финансовой политики наряду с бюджетной, налоговой, таможенной, социальной, инвестиционной, структурной, стимулирующей политикой и т.д. Но вместе с тем стабилизационная финансовая политика невозможна в отрыве от перечисленных видов финансовых политик государства и основана на их использовании в рамках реализации целей стабилизационной финансовой политики. Стабилизационная финансовая политика предполагает использование совокупности инструментов и механизмов других видов финансовых политик для обеспечения устойчивости национальных финансов и национальной экономики в целом.

Целесообразно выделить следующие этапы, характеризующие различное понимание роли общественных финансов в контексте реализации стабилизационной финансовой политики государства:

1. Общественные финансы как способ перераспределения стоимости произведенного продукта от одних экономических субъектов другим. Этот этап продолжался до Великой депрессии 1929 - 1933 гг. В ходе него финансы рассматривались преимущественно как надстроечная категория в экономике, а сами финансовые отношения понимались как необходимое отражение реальных воспроизводственных процессов[17].

2. Общественные финансы как инструмент воздействия на макроэкономические процессы. Этот этап начался с выхода книги английского экономиста Дж.М. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег"[18]. Начиная с этого этапа, финансы стали рассматривать как возможный инструмент активного влияния государства на экономику в целях преодоления кризисных явлений.

Стабилизационная финансовая политика представляет собой вмешательство в работу рынка.

С позиции неолиберализма, который в настоящее время порой рассматривается как некий рыночный фундаментализм, вмешательство государства в экономику недопустимо, так как предполагается, что рынок приходит к наиболее эффективному способу производства и распределения экономических ресурсов лучше, чем государство. Наоборот, финансовый рынок не является совершенным и его необходимо регулировать. Это происходит в том числе и из - за того, что на финансовых рынках частная мотивация как на уровне организации, так и на уровне отдельных лиц, принимающих решения, часто не совпадает с общественной выгодой. Возможностью проведения стабилизационной финансовой политики обладают индустриально развитые государства с высокоразвитым рынком и в меньшей степени - развивающиеся государства (за исключением стран-экспортеров нефти) [19]. Ограничения эти связаны с возможностью аккумулирования достаточных финансовых ресурсов[20]. Кроме того, результативность и эффективность использования данных финансовых ресурсов у развивающихся стран будет ниже из-за существования высокого уровня коррупции[21].

Следует различать два близких понятия:

"стабилизационная финансовая политика";

"стабилизационная экономическая политика".

Взаимосвязь и различие между ними схематично представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Субъекты и инструменты стабилизационной финансовой политики и стабилизационной экономической политики

Стабилизационная финансовая политика, с одной стороны, - особый вид финансовой политики государства вообще, а с другой - один из элементов стабилизационной экономической политики.

Субъектом реализации стабилизационной финансовой политики является Правительство РФ, а субъектом реализации стабилизационной экономической политики - как Правительство РФ, так и Банк России. Также возможно взаимодействие между ними в рамках разработки и проведения стабилизационной экономической политики.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru