Зарубежный опыт применения антициклической финансовой политики

Страница 3

Таким образом, антициклическая финансовая политика оказывает общий стабилизирующий эффект на реальный сектор экономики и национальную финансовую систему.

В указанном механизме антициклической финансовой политики стран, зависящих от экспорта, при изменении цен на сырьевые товары ключевая роль отводится государственным финансовым резервам, которые институционально представлены в резервных фондах. Впервые суверенный фонд был образован в Кувейте в 1960 г., в дальнейшем подобные фонды стали создаваться в других странах. В суверенных фондах в настоящее время сконцентрированы значительные финансовые ресурсы, исчисляемые триллионами долларов США. Здесь надо учитывать, что в ряде стран данные о величине фондов засекречены.

В качестве одного из ярких примеров использования антициклической финансовой политики является опыт Японии в период рецессии 1990-х гг. В 1990-х гг. японская экономика вступила в период длительного экономического кризиса, беспрецедентного за послевоенный период. Спад в японской экономике начался с падения фондового рынка. Это стало следствием снижения цен на недвижимость и землю. Одновременно крах фондового рынка Японии привел к возникновению недоверия банков друг к другу на межбанковском рынке, что обусловило кризис ликвидности.

В целях преодоления кризисных явлений японское правительство перешло к стимулирующей экономической политике, где центральное место уделялось инструментам налогово-бюджетной политики, а также стало проводить структурную политику в сфере пенсионного обеспечения, регулирования финансовых рынков и др. В рамках налогово-бюджетной политики произошло снижение налогов и увеличение бюджетных расходов.

Опыт Японии по разработке и реализации антициклической финансовой политики антикризисной направленности послужил основой для разработки антикризисных программ стабилизации национальных экономик в рамках мирового финансового кризиса 2008 - 2010 гг.

Этот кризис показал необходимость масштабных действий всеми странами мира по стабилизации своих экономик и мировой финансовой системы в целом.

В связи с этим в 2008 г. в США был принят документ "О чрезвычайной экономической стабилизации". Данный акт предусматривал реализацию комплекса мероприятий в рамках 2008 - 2010 гг. по спасению финансовой системы США. В соответствии с этим планом банкам США предоставлялась финансовая помощь в объеме 700 млрд. долл.

Характерной чертой "плана спасения" финансовой системы США была ориентация на обеспечение интересов финансовой олигархии. Данный план был охарактеризован Д. Стиглицем как "большое ограбление по-американски". Выделение значительных финансовых ресурсов в США на спасение экономики и финансовой системы породило среди экономистов мнение о том, что их источником является механизм эмиссии денег, который должен спровоцировать инфляцию американской валюты[24].

Источником ресурсов поддержки экономики и финансовой системы в США выступало заемное финансирование посредством выпуска долговых ценных бумаг казначейством США, что сопровождалось ростом государственного долга правительства США. В свою очередь, это стало возможным за счет исторического доверия мировых инвесторов к американскому правительству как эмитенту долговых обязательств. Мировой финансовый кризис 2008 - 2009 гг. сопровождался падением стоимости акций, облигаций, недвижимости и других объектов инвестирования капитала. Возникли высокие риски банкротства банков, что не позволяло вкладывать в них капиталы. В этих условиях наиболее привлекательным объектом вложения капитала стали являться обязательства правительства США.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru