Экспертно-аналитическая деятельность счетной палаты

Страница 2

Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты

Контроль за формированием и исполнением доходов федерального бюджета осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты В. Г. Панскова. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 39 контрольных и 8 экспертно-аналитических мероприятий по актуальным вопросам налогообложения в налоговых, казначейских, финансовых и таможенных органах в 35 субъектах Российской Федерации и ряде крупных производственно-хозяйственных комплексах.

Выявлен ущерб для бюджетной системы Российской Федерации на сумму 26,6 млрд. рублей и 6,6 млн. долларов США, в том числе для федерального бюджета – на сумму 26,1 млрд. рублей и 6,6 млн. долларов США, нецелевое использование средств – на сумму 19,1 млн. рублей и иные финансовые нарушения – на сумму 1,4 млрд. рублей.

В ходе проверок принимались меры по устранению выявленных нарушений и возмещению потерь, понесенных федеральным бюджетом. В период проверок и во исполнение представлений Счетной палаты в федеральный бюджет возмещены денежные средства в размере 169,1 млн. рублей. Кроме того, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации в 2004 году перечислены в доход федерального бюджета таможенные платежи на сумму 21,3 млрд. рублей, не перечисленные в федеральный бюджет в 2003 году.

Анализ хода исполнения федерального бюджета, материалы тематических проверок, экспертиза налогового, таможенного и бюджетного законодательства и практики его применения показывают, что в 2004 году важнейшее значение для формирования доходов бюджета имели меры по совершенствованию системы налогообложения, повышению эффективности налогового администрирования. Значительную роль в увеличении налоговых поступлений сыграли внесенные в законодательство изменения, направленные на устранение возможности уклонения от уплаты налогов, в том числе путем использования зон со льготным налогообложением. Вместе с тем некоторые меры имели половинчатый характер, они не решили ряда принципиальных проблем налогообложения, а также конкретных вопросов уплаты отдельных налогов. В законодательстве сохраняются серьезные недостатки, позволяющие минимизировать налоговую базу и уклоняться от уплаты налогов.

На основе экспертизы налогового, таможенного и бюджетного законодательства, анализа практики его применения были подготовлены комплексные предложения по совершенствованию законодательства, которые направлены в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации.

Контроль за государственным долгом, Центральным банком Российской Федерации, финансово-кредитными учреждениями и финансовыми рынками осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты С. О. Шохина. В отчетном году по данному направлению деятельности Счетной палаты проведено 42 контрольных и 7 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 15 с участием других направлений деятельности Счетной палаты, проверено 52 объекта, оформлено 116 актов.

В результате контрольных мероприятий в 2004 году были выявлены:

потери федерального бюджета в сумме 2 614,5 млн. рублей, а также бюджета Тверской области в сумме 515,5 млн. рублей;

иные финансовые нарушения в ходе проверок бюджетов субъектов Российской Федерации на сумму 50,5 млн. рублей.

Суммы возмещения бюджетам субъектов Российской Федерации составили за отчетный период – 10,4 млн. рублей, за прошлые годы – 1,8 млн. рублей.

Кроме того, в ходе подготовки заключения об обоснованности проекта федерального бюджета на 2005 год были выявлены резервы, позволяющие сократить расходы федерального бюджета на обслуживание государственного внешнего долга, на сумму 10 000,0 млн. рублей:

на 7 800,0 млн. рублей – за счет перерасчета сумм расходов на обслуживание государственного внешнего долга на основе соотношения курса евро к доллару США, примененного в расчетах проектируемых расходов на обслуживание долга;

на 2 200,0 млн. рублей – за счет уточнения расчетов по расходам на обслуживание еврооблигаций.

На основании предложений Счетной палаты депутатами Государственной Думы в проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2005 год» в процессе его рассмотрения и утверждения внесены поправки, уменьшающие расходы на обслуживание государственного внешнего долга на 10 000,0 млн. рублей (постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 8 декабря 2004 г. № 1280-IV ГД). Полученная экономия бюджетных средств была направлена на увеличение расходов по разделам «Национальная оборона», «Охрана окружающей среды» и «Межбюджетные трансферты».

Таким образом, предотвращено завышение расходов на обслуживание государственного внешнего долга при формировании федерального бюджета на 2005 год на сумму 7 800,0 млн. рублей, а также скорректировано допущенное превышение указанных расходов на сумму 2 200,0 млн. рублей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru