Принципы и критерии государственного финансового регулирования на субфедеральном уровне

Страница 1

Бюджетные отношения представляют собой отношения между органами всех уровней власти бюджетной системы по вопросам разграничения и закрепления бюджетных полномочий, соблюдения прав, обязанностей и ответственности в области составления, утверждения и исполнения бюджетов и бюджетного процесса. В ходе бюджетных отношений в значительной степени реализуются задачи и цели государственного финансового регулирования.

Как обосновано считают Е.В. Харченко и Ю.В. Вертакова, вопросы о месте и роли государства в организации общественной жизни, а также о формах и методах государственного регулирования экономики всегда считались дискуссионными. В специальной и научно-популярной литературе ограничиваются обсуждением «за» и «против» самой возможности государственного регулирования. Проблемы, связанные с формированием методологии государственного регулирования экономики, особенно на региональном уровне, в этой дискуссии обычно отходят на второй план.[1]

В связи с чем мы считаем целесообразным определить приоритетным направлением исследования принципов и критерий государственного финансового регулирования в данном разделе работы региональный уровень. Вместе с тем, эти процессы методологически базируются на общей государственной стратегии осуществления финансового регулирования, поэтому прежде всего остановимся на них.

В настоящее время вопрос о необходимости государственного регулирования в условиях рыночной экономики не утратил своей актуальности, а приобрел новые грани и акценты. Так, например, д.э.н., профессор Романовский М.В. рассматривает данную проблему через призму макроэкономической теории, которая объясняет необходимость вмешательства государства в экономику, с одной стороны, существованием в экономике так называемых провалов рынка, т.е. невозможности обеспечить эффективное развитие всех секторов экономики только рыночными инструментами, а с другой – неравенством, т.е. несправедливостью и социальной неэффективностью чисто «рыночного» распределения доходов.[2]

Мы считаем, что данное утверждение вполне обосновано, т.к. в современных условиях нормальному функционированию рынка мешает, прежде всего, несовершенство конкуренции, которую нельзя обеспечить в условиях монополий, а также разбалансированность спроса и предложения в некоторых сегментах рынка. Данные проблемы не могут быть преодолены без вмешательства государства.

Схожую точку зрения по данному вопросу имеет д.э.н., профессор А.С. Булатов. По его мнению, существуют две причины государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Во-первых, государство обеспечивает институционально-правовую основу деятельности экономических агентов, или, говоря по-другому, оформляет «правила игры» в хозяйственной жизни и следит за соблюдением этих «правил игры» через государственные институты. Во-вторых, у рынка (рыночного механизма) есть не совершенства (провалы), в следствие чего государство вынуждено решать экономические проблемы, которые не может решить сам рынок.[3]

Совместно с профессором С.А. Бартеневым А.С. Булатов выделяет следующие провалы рынка, а также способы их преодоления:

Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. В связи с чем государство обязано создавать специальные институты по ограничению монополистической деятельности и поддержке конкуренции;

Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага. В результате чего государство либо оплачивает, либо само производит общественные товары, например, бесплатное школьное образование, правоохранительные услуги, оборону и др.;

Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Поэтому государство заставляет фирмы платить социальный налог для пенсий, бесплатного медицинского обслуживания, социальных пособий;

Рыночный механизм порождает неполную и ассиметричную информацию. Для решения этой проблемы государство дополняет ее, публикуя обширную информацию и одновременно заставляя фирмы публиковать свою отчетность.[4]

Таким образом, аргументация профессора А.С. Булатова того, что вмешательство государства необходимо для смягчения несовершенств рынка, и в первую очередь это касается неспособности рыночного механизма производить общественные блага и обеспечивать социальные гарантии, вполне понятна. Кроме того, государство тратит огромные средства на устранение провалов рынка, мобилизуя их и распределяя посредством налогов и расходуя через государственный бюджет. И так как у большинства развитых стран мира расходы на общественные блага и социальные гарантии стали доминирующими статьями государственных расходов, то вполне возможно оценить масштабы государственного вмешательства в экономику через размеры государственного (консолидированного) бюджета.

Страницы: 1 2 3

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru