Принципы и критерии государственного финансового регулирования на субфедеральном уровне

Страница 3

Исходя из указанных положений и позиций целого ряда других ученых, автор данной диссертационной работы убежден, что необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики сегодня отрицать невозможно, следует говорить лишь о его границах, формах и методах в современных условиях.

С точки зрения финансового государственного регулирования привлекает и позиция д.э.н., профессора Кушлина В.И. о том, что в условиях продолжающейся рыночной трансформации бюджетная система РФ отражает особенности рыночной национальной экономики. Но в целом она уже представляет новый тип бюджета и новую, рыночную по своему характеру, систему финансовых взаимоотношений государства и предприятий, основу которых составляют налоги и преобладание негосударственных финансовых инвестиций.[7]

Мы солидарны с мнением Кушлина В.И., что все это говорит о возрастании регулирующей роли бюджета во взаимодействии с силами свободных рыночных процессов, а, значит, и роста степени государственного финансового регулирования экономики.

Рассмотрим сам механизм государственного финансового регулирования. Так, например, представляется вполне обоснованным определение, с которым автор согласен, предлагаемое д.э.н. В.И. Кушлиным: механизм государственного финансового регулирования — это совокупность методов, инструментов, финансовых технологий и правил, посредствам которых государственные и иные уполномоченные институты и органы регулирования и управления воздействуют на процессы формирования и использования фондов денежных ресурсов, потоки капиталов и доходов, поведение хозяйствующих субъектов для достижения целей, определенных социально-экономической политикой государства.[8]

Многие общественно значимые задачи невозможно решать без инструментов государственного финансового регулирования. В особенности это касается социальной сферы. Однако важно не переступить ту грань, за которой государственное регулирование переходит в свою противоположность − управление экономикой исключительно административными методами. Здесь также уместно привести высказывание д.э.н. В.И. Кушлина, что современная экономика, как свидетельствует практика всех без исключения стран мира, предполагает активное участие в ней государства − и как субъекта рыночных экономических отношений, и как регулирующего и управляющего органа.

В разных странах мира различным образом, сообразно традициям и накопленному опыту, строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами, и в разной мере реализуется государственное вмешательство в экономические процессы. Но общая линия такова, что роль государства в экономике становится с ходом времени все более сложной и многообразной, требующей от правительственных органов повышенной квалификации. И о государственном влиянии на экономику ныне требуется говорить не в плане того, «большим» оно должно быть или «меньшим», а в плане достижения наибольшей эффективности государственного регулирования[9].

Исходя из тезиса о том, что финансовое регулирование происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов, автор детально исследовал этот вопрос на примере Республики Саха (Якутия). Природно-климатические условия и высокая степень монополизации экономики данного региона предопределяют особенности социально-экономического развития этого субъекта РФ, что вносит свою специфику в формы и методы государственного регулирования экономики. Основным условием при реализации задач реформирования экономики республики должно стать четкое определение сферы и масштабов влияния органов государственной власти и местного самоуправления РС (Я) на макроэкономические процессы в рамках региональной бюджетной политики.

Страницы: 1 2 3 

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru