Состояние правового обеспечения бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации по материалам Республики Саха

Страница 1

Эффективность бюджетного процесса в большой степени зависит от качества правового обеспечения каждого этапа бюджетных процедур. Это обусловлено не только становлением современной российской бюджетной системы и совершенствованием механизма правового регулирования бюджетных отношений, но и все возрастающей ролью бюджетов всех уровней в решении экономических и социальных задач страны.

Как отмечает д.э.н. Иванова Н.Г., становление современной бюджетной системы в РФ совпало с началом радикальной экономической реформы, что определило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.[10] При этом обеспечивалось принятие ряда законодательных актов, предусматривающих расширение демократических принципов в построении бюджетной системы и усилении территориальных подходов в управлении.

Эти положения получили дальнейшее развитие в Бюджетном послании Президента РФ на 2012-2014 гг., в котором говориться, о необходимости обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Бюджетное законодательство, являясь частью финансового законодательства, представляет собой совокупность актов, определяющих бюджетное устройство государства, субъектов РФ и местного самоуправления. Так, например, только на федеральном уровне бюджетные отношения регулируются положениями 27 федеральных законов, многими Указами Президента РФ и большим числом подзаконных актов. Однако если обратиться к истории, то, несомненно, важным этапом в реформировании бюджетной системы страны стал принятый в 1991 г. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»[11]. В Законе устанавливались: структура бюджетной системы и принципы ее построения; основы формирования доходов, расходов; регламентировался порядок организации бюджетного процесса на республиканском уровне.

Определяющую роль для развития бюджетов субъектов Федерации имел Закон РФ «Об основных бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов…», принятый в 1993 г.[12] Этот закон, указывает д.э.н. Иванова Н.Г., определил права субъектов Федерации, а также местных территориальных образований в лице их законодательных (представительных) и исполнительных органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты, расходование средств этих бюджетов, установил взаимоотношения указанных органов власти в бюджетном процессе. Закон также определил общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и административно-территориальных образований. Кроме того, были приняты и другие законы, подзаконные акты, регулирующие отдельные вопросы бюджетного процесса, но комплексного оформления бюджетных правоотношений не было[13].

Конституция Российской Федерации, закрепив федеральное устройство государства, изменила структуру и распределение полномочий между законодательными и исполнительными органами государственной власти, что предполагало кардинальную переработку законодательства в области бюджетного устройства и бюджетного процесса, разграничение бюджетных полномочий по уровням государственного управления, определение межбюджетных взаимоотношений. Провозглашение в Конституции РФ принципов федеративного устройства России потребовало коренного пересмотра принципов построения бюджетной системы, положив в их основу принципы бюджетного федерализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru