Состояние правового обеспечения бюджетного процесса в субъектах Российской Федерации по материалам Республики Саха

Страница 4

создание стимулов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по снижению дотационности соответствующих бюджетов;

обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;

создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети;

уточнение вопросов регулирования государственного (муниципального) долга, заимствований и гарантий.

Законодательное закрепление этих изменений призвано инициировать новые возможности, стимулы и требования для повышения результативности расходов бюджетов всех уровней.

В принятом варианте Бюджетного кодекса полномочия различных уровней бюджетной системы разделены на три группы и декларированы в различных разделах Кодекса. В частности, выделяются следующие виды бюджетных полномочий разных уровней бюджетной системы:

полномочия в области регулирования бюджетных правоотношений. Они зафиксированы в Главе 2 «Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений» (ст. 7,8,9);

полномочия по формированию доходов бюджетов, их перечень приведен в Главах 7 (ст. 53), 8 (ст. 59), 9 (ст. 64);

полномочия по расходам, в Бюджетном кодексе закрепление этих бюджетных полномочий рассматривается в главе 11 (ст. 88,89,90,91).

Итак, с точки зрения межбюджетных отношений, распределение этих видов полномочий выглядит следующим образом: на федеральном уровне осуществляется правовое закрепление основ управления бюджетной системой и бюджетным процессом; за уровнем субъектов Российской Федерации закрепляются права, регулирующие взаимоотношения между субфедеральным уровнем государственного управления и органами местного самоуправления; на уровне местных бюджетов осуществляется лишь регулирование процесса формирования и исполнения собственных бюджетов.

К следующему этапу внесения изменений в Бюджетный кодекс можно отнести Бюджетное послание Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 гг., в котором прозвучала необходимость завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс РФ в 2011 г. по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ. Кроме того, в нем отмечается, что задача, поставленная в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2009-2011 гг., − внести в Государственную Думу соответствующий законопроект в 2008 г., – до сих пор не выполнена.

По мнению Абдулрагимова И.А., форма целостного комплексного законодательного акта, каковым является Бюджетный кодекс РФ, дает возможность увязать и сбалансировать права и обязанности участников бюджетных отношений, их взаимные гарантии и ответственность на всех уровнях бюджетной системы и установление адекватной правовой ответственности за бюджетные правонарушения. Одновременно Кодекс определяет систему критериев оценки любых нормативных актов, издаваемых в различных социально-экономических сферах, но изменяющих бюджетные правоотношения, что по существу означает приоритет прямого действия бюджетных законов[20].

Немаловажную роль в правовом регулировании бюджетного процесса играет Налоговый кодекс РФ. Так, например, профессор Мст. П. Афанасьев считает, что принятие Налогового кодекса позволило в определенной мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, произошло законодательное закрепление общепринятых налоговых терминов и определений, что способствовало их однозначному толкованию. Несомненным достоинством Кодекса стало значительное снижение общего количества налогов. Кроме того, отмечает Афанасьев Мст.П., законодательство о налогах и сборах во многом определяют политику по формированию доходов бюджетов бюджетной системы РФ. При этом не все доходы бюджетов регулируются законодательством о налогах и сборах. Так, часть неналоговых доходов федерального бюджета в виде таможенных пошлин и таможенных сборов регулируется положениями разд. III «Таможенные платежи» Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 г. № 61-ФЗ[21].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru