Содержание и структура государственных расходных обязательств в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа

Страница 1

Мировой финансовый кризис показал актуальность проблемы оптимизации бюджетных расходов. В период экономического развития с 1999 г. по 2008 г., в период роста доходов, проблема повышения эффективности бюджетных расходов путем внедрения новых прогрессивных инструментов бюджетного планирования стояла не так остро, и ее можно было решать последовательно и поэтапно. Однако в условиях кризиса, при резком сокращении доходов, отказе от масштабных внешних заимствований и ожидаемом в краткосрочной перспективе исчерпании резервного фонда, бюджетная сбалансированность может достигаться преимущественно за счет эффективной оптимизации расходов бюджета.

В связи с сохраняющимися высокими рисками, задача разработки и внедрения новых методов управления бюджетными расходными обязательствами, которые в перспективе могут стать платформой для ряда выводов о принципах формирования бюджетной системы РФ, в частности, о перераспределении доходных и расходных полномочий в структуре консолидированного бюджета, в настоящее время особо востребована. В связи с чем автор посчитал необходимым рассмотреть содержание и структуру государственных расходных обязательств в субъектах РФ в отдельном разделе работы (по материалам Дальневосточного федерального округа).

Бюджетный кодекс РФ, принятый в 1998 г., устанавливал, что «все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств»[22]. Данный принцип составления бюджета последовательно развивался в других статьях БК РФ. В частности, в 65 статье регламентировалось, что «формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ базируется на основе минимальных государственных социальных стандартов, нормативах финансовых затрат на оказание государственных услуг и единых методологических основах расчета минимальной бюджетной обеспеченности». В другой статье, 169, подтверждалось, что «проекты бюджетов составляются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления».

В результате чего Бюджетным Кодексом законодательно закреплялся нормативный принцип формирования расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Однако с принятием Федерального закона от 20.08.04 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений», понятие «минимальные государственные социальные стандарты» и связанные с ним нормы и положения были исключены из бюджетного законодательства РФ в связи с введением в него новых прогрессивных принципов формирования расходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Данный закон определил, что формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых, согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям, должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов[23].

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в редакции Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» от 26.04.2007 г. №63-ФЗ под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования (далее − МО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическим или юридическим лицам, иному субъекту международного права средства соответствующего бюджета.

Итак, в бюджетное законодательство РФ впервые было введено такое фундаментальное понятие как «расходные обязательства». Вместе с тем, необходимо отметить, что осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления муниципальных образований производится как за счет субвенций из федерального бюджета, так и бюджета субъекта РФ. Соответственно, расходные обязательства субъектов РФ и муниципальных образований можно подразделить на два основных вида: расходные обязательства, исполняемые за счет собственных доходов бюджета, и расходные обязательства, исполняемые за счет субвенций из других бюджетов.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru