Содержание и структура государственных расходных обязательств в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа

Страница 3

Общий объем расходов бюджета по Дальневосточному федеральному, округу далее – ДФО, небольшой, всего 393, 6 млрд. руб., что составляет лишь 7,2%. Для сравнения: в Центральном федеральном округе общий объем расходов составляет 1 748,5 млрд. руб. или 32% от всего расходов по России. В рамках ДФО лидирующее место по объему как доходов, так и расходов занимает Республика Саха (Якутия) – 23,4% от общего объема доходов и 21,4% от общего объема расходов округа. Профицит бюджета РС (Я) в 2010 г. составил 13,4 млрд. руб. или 57,7% от всего профицита по ДФО. Прежде всего, это связано с отраслевой направленностью бюджета республики, высокими ценами на сырье.

Автором проведен сравнительный анализ консолидированных бюджетов трех представителей ДФО (табл. 1.3.2): Республика Саха (Якутия), которая, как уже было сказано выше, является в этом регионе субъектом-лидером как по доходам и расходам, так и по уровню профицита; Камчатский край, который не является лидером по доходам и расходам, однако занимает одно из лидирующих мест по уровню профицита в рассматриваемом регионе; что касается Еврейской автономной области, то этот субъект ДФО был избран для анализа потому, что обладает самыми низкими доходами и расходами. Приведенные данные свидетельствуют о ярко выраженной региональной дифференциации параметров бюджета в рамках Дальневосточного федерального округа.

Свыше 50% от общих расходов в каждом из представленных субъектов РФ Дальневосточного федерального округа составляют расходы на социально-культурные мероприятия. Однако, несмотря на номинальное увеличение расходов социальной направленности, в процентном выражении в этих трех регионах расходы по этому разделу снизились: в Республике Саха (Якутия) на 2,5%, в Камчатском крае на 9,1% и в Еврейской АО на 6,7%.

Значительная часть средств консолидированных бюджетов во всех трех регионах занимают расходы на образование. Так, например, в Республике Саха (Якутия) расходы на образование составили 20,2 млрд. руб., что больше, чем расходы на ЖКХ, в два раза и чем расходы на общегосударственные вопросы − в три с половиной раза. В Камчатском крае и Еврейской АО расходы по этому разделу составляют примерно 20% от общего объема расходов, что тоже является значительным показателем.

Кроме того, в субъектах РФ Дальневосточного федерального округа, как в денежном, так и в процентном выражении возросли расходы на национальную экономику. Причем наибольший рост расходов в этом разделе наблюдался в Камчатском крае, с 2007 г. по 2009 г. они увеличились на 5,6 млрд. руб. или на 10,3%. Это обусловлено антикризисными мерами Правительства Камчатского края, направленными на усиление реальных отраслей экономики. Рост расходов на национальную экономику в Республике Саха (Якутия) и Еврейской АО составил лишь 3,8 млрд. руб. (0,2%) и 0,5 млрд. руб. (1,6%), соответственно.

Таким образом, результаты анализа содержания и структуры расходов консолидированных бюджетов представленных субъектов РФ Дальневосточного федерального округа позволяют сделать вывод резком увеличении расходов в 2009 г. по сравнению с до кризисным 2007 г. Так, в Камчатском крае этот рост составил 16, 7 млрд. руб. или 79,2% по сравнению с 2007 г., в Республике Саха (Якутия) и Еврейской автономной области 24,6 млрд. руб. (37,2%) и 2,1 млрд. руб. (33,3%), соответственно. Так же обращает на себя внимание социальная ориентированность их бюджетов, которая выражается в высоких расходах (более половины от общих расходов) на социально-культурные мероприятия. Кроме того существенно возросли расходы на национальную экономику, что говорит о после кризисной помощи таким отраслям как промышленность и энергетика, сельскохозяйственное производство, поддержка стабильности банковской системы.

Вместе с тем, мы считаем, что чрезмерная социальная направленность консолидированного бюджета не может рассматриваться только как положительная тенденция. Например, независимые эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» считают, что «высокая доля расходов на социальную политику в консолидированных бюджетах – это часто признак социально-экономического неблагополучия»[26].

На наш взгляд, в регионах, а в Республике Саха (Якутия) – в особенности, безусловно, следует продолжать проведение социально направленной политики, но, в месте с тем, необходимо уделять особое внимание и к «бюджету развития», что позволит финансировать приоритетные инвестиционный проекты, которые в будущем принесут дополнительные доходы. При этом появится возможность, в том числе, расширить перечень и повысить качество услуг и в социальной сфере.

В связи с чем особое внимание привлекают положения Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2012-2014 гг., где глава государства отметил, что многие элементы государственной политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. В настоящее время не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры. Президент РФ в своем Бюджетном послании на 2012-2014 гг. также отмечает, что, в отличие от стран с более диверсифицированной экономикой, Россия не может иметь хронический дефицит бюджета и высокий уровень государственного долга, ставящих национальную экономику в зависимость от внешних условий и «вымывающих» из нее инвестиционные ресурсы.

Страницы: 1 2 3 4

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru