Тенденции и специфика социально-экономического развития РС

Страница 1

Региональные различия социально-экономического положения субъектов РФ в результате географических, природно-климатических и социально-демографических особенностей регионов, а также разной степени обеспеченности минерально-сырьевыми ресурсами, обусловливают и специфику формирования бюджетных ресурсов публично-правовых образований.

Исследование социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) позволили автору выявить и обобщить следующие региональные особенности. Республика Саха (Якутия) − самый крупный по площади субъект РФ, общая площадь территории которой составляет 3,1 млн. км². Однако население Якутии по предварительным итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. составляет 958 тыс. человек, что делает плотность населения в ней одной из самых низких по России. Для нее характерны:

большая отдаленность от центра, что делает крайне дорогими поставки товаров и материалов;

слаборазвитая транспортная сеть, отсутствие круглогодичной транспортной схемы;

экстремальные природно-климатические условия жизни населения. Свыше 40% территории республики находится за Полярным кругом, в зоне вечной мерзлоты;

суровый резко-континентальный климат, колебания температуры воздуха от -500С зимой, до +400С летом.

Как следствие: значительный миграционный отток трудоспособного населения из региона; существенная отраслевая и территориальная дифференциация населения по уровню жизни; высокие расходы на приобретение продуктов, товаров, оплату тепло- и электроэнергии.

Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) методологически базируется на совокупности взаимосвязанных принципов и мер, направленных на повышение эффективности государственного управления экономикой и финансами на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды. Эффективность данной системы планирования является важным фактором обеспечения устойчивого и сбалансированного развития не только отдельных регионов, но и страны в целом.

С точки зрения социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на долгосрочный период, важным документом является Постановление Правительства РС (Я) от 06.09.2006 г. №411 «О схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г.», далее – Схема. Схема является комплексным документом, интегрирующим аналитические, прогнозные и стратегические проработки макроэкономической, социальной, отраслевой и территориальной направленности. Положения и рекомендации Схемы предназначены для разработки экономической политики и комплекса мер федерального центра и Республики, направленных на ускоренное социально-экономическое развитие региона[27].

Положения Схемы внесли существенный вклад в обоснование долгосрочных стратегических направлений, приоритетов и сбалансированных сценариев развития производительных сил, транспорта и энергетики республики. Эти показатели обусловливают устойчивое социально-экономическое развитие, совершенствование пространственной организации, рост уровня жизни населения, а также повышение роли Республики Саха (Якутия) в экономике страны и Дальневосточного федерального округа на основе оптимального использования ее природно-экономического потенциала и конкурентных преимуществ.

Детальный анализ позволяет отметить, что Схема комплексного развития и размещения производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) имеет ряд особенностей по сравнению со сложившейся и действующей в республике системой прогнозных документов. В данном документе приводится обоснование развития транспорта и энергетики на региональном уровне не только как инфраструктурных, но и как ключевых отраслей экономики, существенно влияющих на рыночные отношения и укрепление единства экономического пространства. Поэтому они должны получить полное и первоочередное создание и развитие в регионе.

Не менее важным документом, определяющим долгосрочные приоритеты на территории Республики Саха (Якутия), является Программа социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2025 г. и основные направления до 2030 г.[28] В программе раскрыт ряд внутренних проблем развития республики: недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, дефицит квалифицированных инженерных и рабочих кадров, нерешенность ряда социальных проблем и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru