Анализ практики формирования доходов бюджетов РС

Страница 1

Важной задачей для каждого субъекта Российской Федерации является формирование объема доходов, обеспечивающих финансовую самостоятельность региона. Несмотря на происходящие в стране преобразования, региональные органы власти, а также органы местного самоуправления существенно ограничены в данном направлении. Такое положение во многом определяется федеральным законодательством, которое сужает область доходных полномочий регионального и местного уровня. Это утверждение актуально и для Республики Саха (Якутия), учитывая ее слабую, по изложенным выше обстоятельствам, доходную базу, и, соответственно, ежегодное увеличение зависимости от финансовой помощи из федерального бюджета.

Все это свидетельствует о существенном дисбалансе в структуре доходов республиканского бюджета. Данная проблема требует регулярного мониторинга и анализа исполнения доходной части бюджета, а также разработки новых эффективных механизмов организации бюджетно-налоговых отношений. На сегодняшний день разнообразие механизмов совершенствования формирования доходной базы бюджетов Республики Саха (Якутия) сводится в основном к «регулированию отчислений в процентах от федеральных налогов и сборов и к созданию механизмов предоставления финансовой помощи»[37]. Однако, несмотря на всю важность и стимулирующую составляющую межбюджетных отношений, мы считаем, что только эти меры не могут обеспечить рост финансовой самостоятельности региона. Таким образом, с точки зрения развития бюджетных отношений, оценка состояния и особенностей формирования достаточных доходов республиканского бюджета и бюджетов публично-правовых образований РС (Я) является одним из актуальных тем для исследования.

Рассмотрим структуру доходов республиканского бюджета за 2007-2010 гг. и плановые показатели на 2012 г. (рис. 2.2.1). Анализ материалов Министерства финансов Республики Саха (Якутия) показало, что, несмотря на номинальное увеличение налоговых поступлений в 2010 г. (на 15,5 млрд. руб. по сравнению с 2007 г.), их доля в общем объеме доходов уменьшилась. Однако более всего изменению подверглись неналоговые доходы, которые за три года сократились на 8%. Безвозмездные поступления, наоборот, возросли как в абсолютном, так и процентном выражении (на 25,2 млрд. руб. или на 10% по сравнению с 2007 г.).

Рис. 2.2.1 Сравнительный анализ доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета в общем объеме доходов республиканского бюджета РС (Я) в 2007, 2010 гг.[38]

В 2012 г. также планируется высокая доля безвозмездных поступлений 50,6 млрд. руб. и еще большее снижение неналоговых доходов республиканского бюджета − 5,9 млрд. руб. (Табл. 2.2.1).

Таблица 2.2.1

Структура доходов республиканского бюджета Республики Саха (Якутия) за 2012 гг.[39], млрд. руб.

Сумма

Уд. вес, %

Доходы: всего

110,0

100

Налоговые доходы

53,5

48,6

Неналоговые доходы

5,9

5,4

Безвозмездные поступления

50,6

46,0

Исследование показало, что одной из основных причин данной тенденции, помимо кризисных явлений, является прекращение арендных отношений между АК «АЛРОСА» и Правительством РС (Я). Акционерная компания «АЛРОСА» ежегодно арендовала имущество научно-производственного объединения «Якуталмаз» (13 тысяч объектов), находящегося в собственности Правительства РС (Я). Однако, в 2006 г. после подписания мировых соглашений между Правительством РФ и Правительством Республики Саха (Якутия) имущественный комплекс НПО «Якуталмаз» был внесен в уставный капитал АК «АЛРОСА», результате чего бюджет Республики лишился ежегодных арендных платежей на сумму в 9 млрд. руб. (Рис. 2.2.2).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru