Анализ практики формирования доходов бюджетов РС

Страница 4

В полном объеме получены безвозмездные поступления на сумму 48 011 млн. руб. В результате в 2010 г. республиканский бюджет составил 3,6 млрд. руб., в то время как планировался дефицит бюджета в размере около 4 млрд. руб.

Таким образом, можно выделить следующие особенности формирования доходов бюджета Республики Саха (Якутия) в 2010 г.:

Бюджет республики более чем на 50% формируется за счет финансовой помощи из федерального бюджета, что можно оценить как крайне негативное явление.

Ежегодный рост безвозмездных поступлений приводит к увеличению финансовой несамостоятельности бюджета региона и снижению ответственности органов власти за выявление и мобилизацию дополнительных источников доходов.

В структуре налоговых доходов большую часть занимают налог на прибыль организаций и налог на добычу полезных ископаемых.

Неустойчивое положение доходной базы бюджета республики во многом связано с сырьевой ориентацией экономики и зависимостью от углеводородного и алмазного экспорта, подверженного высокому влиянию внешних факторов.

Высокая централизация доходов консолидированного бюджета РС (Я) в республиканском бюджете, в 2010 г. доля последнего составила 90,6%, т.е. на все местные бюджеты приходится всего 9,4% доходов.

Высокая финансовая зависимость от федерального бюджета, неэффективность использования государственного имущества и низкая финансовая устойчивость – характерные особенности настоящего положения дел. Деятельность руководства РС (Я) по решению этих сложнейших вопросов, мероприятия по увеличению доходной базы получили отражение в «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг.», где основными задачами бюджетной политики в области увеличения собственных доходов республики провозглашаются «рост налогового потенциала в соответствии с прогнозом развития экономики республики» и «увеличение доходов от использования недвижимости, в том числе на основе решения вопросов оформления собственности на земельные участки и недвижимое имущество».

По мнению автора, такое решение задач по увеличению доходов бюджета республики не может рассматриваться как единственное. Увеличение налогового потенциала в зависимости от прогноза развития экономики республики в расчете, в основном, на внешних потребителей, – это и есть жесткая привязка экономики к внешней конъюнктуре. В результате чего формирование бюджета будет практически полностью зависеть от внешнего рынка, в случае Республики Саха (Якутия) – от цен на нефть или спроса на алмазы. Экономический рост должен основываться не только и не столько на внешних факторах спроса и притоке бюджетных ресурсов из-за рубежа, но в определяющей степени – на внутренних ресурсах и стимулах.

Что касается увеличения доходов от использования недвижимости, то здесь мы солидарны с положением, что это будет сводиться «к продаже имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности»[44]. Так, например, с 2006 по 2009 гг. были реализованы пакеты акций таких АО с долей государства, как ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Вилюйская ГЭС-3», ОАО «Якутский хлебокомбинат», ОАО «Сахапроект», ОАО «Сахателеком».

Кроме того, автор считает, что одной из первоочередных задач должно являться осуществление мероприятий по реализации программы развития малого и среднего бизнеса.

Важной проблемой для региональных бюджетов является эффективное распределение доходов между бюджетами всех уровней, и в настоящее время достаточно актуальны слова д.э.н. Л.И. Прониной: «Оптимальное распределение налоговых доходов между бюджетами всех уровней, преимущественно путем использования принципа распределения ставок налогов и законодательного закрепления на постоянной (долговременной) основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различного уровня, позволит сократить дотационность в бюджетной системе РФ, повысит заинтересованность, а также ответственность на каждом уровне этой системы за собираемость налогов, рост налогового потенциала, обозначит сужение сферы перераспределительных процессов, уменьшит необходимость оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам»[45].

Особого внимания заслуживает предложенный авторским коллективом учебника «Бюджетная система РФ» один из вариантов решения вопроса по выравниванию условий развития отдельных регионов: «целесообразно исследовать возможности перехода к таргетированной системе налогообложения для достижения определенных целей, поставленных задач. Частично это уже применяется в свободных экономических зонах, однако эти методы после серьезной аналитической обработки можно было бы распространить и на целые регионы (субъекты РФ) – со значительным снижением налоговых ставок как с юридических, так и с физических лиц. Это будет способствовать движению частного капитала в такие регионы, более быстрому решению экономических и социальных задач без существенных потерь для бюджета, так как приток капитала позволит заметно расширить налоговую базу, как для собственного развития, так и для выполнения обязательств перед федеральным бюджетом»[46].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru