Анализ практики формирования доходов бюджетов РС

Страница 5

С точки зрения эффективного распределения доходов между бюджетами всех уровней очень важным является положение Бюджетного послания Президента РФ на 2012-2014 гг. о том, что российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства. Кроме того, требуется повысить роль налогов, взимаемых с компаний, работающих в нефтегазовом секторе, а также в алкогольной и табачной отраслях. Одновременно необходимо принять решения для ускоренного введения налога на недвижимость и расширения патентной системы налогообложения малого предпринимательства.

Все это чрезвычайно актуально и для Республики Саха (Якутия), так как, на взгляд автора, взаимоотношения данного региона с федеральным центром строятся, в основном, на перераспределении дотаций. Происходит покрытие разрыва между доходами и расходами республики, а не решение структурных и институциональных проблем. Республиканским органам власти практически невыгодно проявлять финансовую инициативу и независимость от федерального центра даже при условии роста налогооблагаемой базы. Автор убежден, что при сохранении существующей системы перераспределения доходов между федеральным бюджетом и бюджетами регионального уровня, невозможно стимулировать субъекты Федерации к созданию новых производств, развитию промышленности и инфраструктуры.

Оценка практики формирования доходов бюджета РС (Я) была бы неполной без исследования структуры и динамики доходов местных бюджетов, позволяющего конкретизировать проблемы формирования доходов низового уровня бюджетной системы республики. Выводы, сделанные на основе данного анализа, приобретают особую актуальность в связи с совершенствованием правового положения муниципальных образований в данное время.

В 2009 г. в Республике Саха (Якутия) было сформировано 445 муниципальных образований, исполнение бюджетов которых осуществлялось в соответствии с Законом Республики Саха (Якутия) «О Государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2009 г.» с внесенными в него дополнениями и изменениями. В доходную часть местных бюджетов в 2009 г. поступило 49,7 млрд. руб. Причем доля собственных доходов составила лишь 18,9% всех доходов свода местных бюджетов, из них 16,7% – налоговые доходы, 2,2% – неналоговые доходы. В 2009 г. из республиканского бюджета в виде межбюджетных трансфертов поступило 40,4 млрд. руб., что составляет 81,14% от всей доходной базы МО. Более 80% – этот показатель красноречиво говорит сам за себя.

Данная проблема характерна не только для Республики Саха (Якутия), но и для ряда других регионов. До настоящего времени актуально высказывание В.А. Кирпичикова: «Местные бюджеты фактически формируются субъектами Федерации: ими устанавливаются нормативы отчислений от основных бюджетообразующих налогов, доходы сокращаются исходя из дефицита бюджета субъекта Федерации. В результате, местные бюджеты представляют собой скорее сметы доходов и расходов, чем самостоятельно формируемый бюджет».[47]

Исследование структуры и динамики местных бюджетов позволила выявить следующие негативные тенденции: существующий объем налоговых доходов местных бюджетов Республики Саха (Якутия) не может обеспечить их финансовую самостоятельность; прослеживается очень высокая зависимость местных бюджетов от межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета; финансовая помощь на местном уровне является основным источником формирования доходов и финансирования расходов бюджетов МО.

Характер вышеизложенных проблем формирования доходов бюджетов Республики Саха (Якутия) необходимость решения их по следующим направлениям.

Автор считает, что одним из перспективных мероприятий по обеспечению устойчивого развития собственной доходной базы бюджетов РС (Я) должно являться активное использование механизма финансового поощрения регионов, достигших наилучших результатов в сфере развития предпринимательства, привлечения инвестиций и, как следствие, обеспечивающих увеличение поступления доходов в бюджеты всех уровней. В Бюджетном послании на 2012-2014 гг. главой государства отмечалось, что на эти цели Правительству РФ необходимо предусматривать в федеральном бюджете дотации в размере не менее 10 млрд. рублей ежегодно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru