Современные формы и методы межбюджетных отношений в РС , направления их развития

Страница 1

В настоящее время и в среднесрочной перспективе одна из важнейших проблем развития бюджетных отношений в регионах Российской Федерации – проблема межбюджетных отношений. Возможности субъектов РФ по выполнению возложенных на них расходных обязательств существенно отличаются между собой и зависят от ряда причин, таких как различный экономический потенциал, налоговый потенциал региона, уровень развития производства, природно-географические особенности, демографическая ситуация и др.

На бюджеты регионов все в большей степени возлагаются полномочия по обеспечению комплексного развития России, решению большинства социальных проблем, прежде всего вопросов здравоохранения и образования. В Российской Федерации имеется существенная дифференциация субъектов РФ по уровню бюджетной обеспеченности. Соответственно, возникает необходимость в выравнивании уровня бюджетной обеспеченности регионов за счет предоставления финансовой помощи из федерального бюджета, вследствие чего количество регионов, в определенной, а то и существенной степени зависящих от поступлений из федерального бюджета, увеличивается.

Одним из дотационных регионов на протяжении долгого периода времени являлась Республика Саха (Якутия). Прежде чем приступить к исследованию современного состояния и возможностей развития межбюджетных отношений в этом регионе, представляется целесообразным рассмотреть значение термина «межбюджетные отношения». Обратимся к трактовке межбюджетных отношений, регламентированной Бюджетным кодексом РФ: межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса[48].

Мы считаем, что такое определение не в полной мере отражает суть межбюджетных отношений с точки зрения бюджетного федерализма. В государствах с федеративным устройством взаимоотношения между уровнями бюджетной системы основываются на базовых положениях бюджетного федерализма, в то время как сам он и его основополагающие принципы выражаются и реализуются в самой системе межбюджетных отношений. Четкость и прозрачность ключевых терминов бюджетного федерализма являются одним из важных и обязательных условий преодоления противоречий и совершенствования межбюджетных отношений, которые, в свою очередь, представляют собой механизм и своеобразный индикатор реализации бюджетного федерализма. Исходя из этого посыла, достаточно полным и точным представляется определение д.э.н. Ивановой Н.Г.: «Межбюджетные отношения – это целый комплекс финансово-правовых норм, в круг которых включаются взаимоотношения между различными уровнями власти по поводу:

разграничения расходных обязательств и ответственности за их выполнение;

разграничения налоговых полномочий и доходных источников;

бюджетного выравнивания и распределения финансовой помощи». [49]

В рамках исследования форм и методов межбюджетных отношений мы считаем целесообразным привести ретроспективу развития этой экономической категории. Так, до начала реформы межбюджетных отношений в Российской Федерации фактически действовала единая система поддержки бюджетов субъектов РФ в форме дотации. Система нуждалась в совершенствовании, и одним из первых шагов в данном направлении стал переход от прямого счета дотаций бюджетам субъектов РФ к так называемому долевому распределению дотаций между бюджетами регионов. Новый порядок распределения дотаций имел ряд преимуществ. Во-первых, государственные органы власти в регионах были избавлены от громоздких ежегодных расчетов, предоставляемых в Министерство финансов РФ. Во-вторых, новый порядок расчета финансовой помощи минимизировал субъективизм чиновников, и, следовательно, был более справедливым.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru