Современные формы и методы межбюджетных отношений в РС , направления их развития

Страница 2

Следующим шагом явилась Концепция о реформировании межбюджетных отношений, принятая в 1999 г. Ее положения реализовывались в период 1999–2001 гг., за этот период были сформулированы единые принципы формирования межбюджетных отношений, определены формы финансовой помощи регионам и, самое главное, сформулированы основные элементы межбюджетных отношений.

Далее была принята программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. В рамках этой программы проделана большая работа по разграничению расходных полномочий, ликвидированы нефинансируемые мандаты, а также на постоянной основе закреплены доходы за бюджетами разных уровней, включая местные бюджеты. Впервые Бюджетным кодексом РФ за местными бюджетами были закреплены доходы, а также окончательно сформировался механизм поддержки региональных и местных бюджетов.

В период 2006–2008 гг. совершенствование межбюджетных отношений проходило в рамках реализации Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации. Как обоснованно заключил заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Бежаев О.Г., – «она не предусматривала кардинальных изменений в системе межбюджетных отношений, а была рассчитана на повышение эффективности сформированной системы и качества управления региональными бюджетами, на выработку соответствующих стимулирующих механизмов. Данная Концепция, кроме того, ставила целью укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, улучшение качества управления финансами, создание стимулов для увеличения доходов, а также обеспечение принципа гласности, прозрачности при формировании региональных и местных бюджетов»[50].

Мировой финансовый кризис предопределил принятие еще одного программного документа — Концепции межбюджетных отношений и организации бюджетного процесса в субъектах РФ и муниципальных образованиях до 2013 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 08.08.2009 г. №1123-р. Мероприятия данной Концепции направлены на совершенствование системы межбюджетных отношений, сформированной в предыдущие годы.

В процессе развития межбюджетных отношений сформировалась четкая структура межбюджетных трансфертов. Так, из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы межбюджетные трансферты предоставляются в виде: дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ; субсидий бюджетам субъектов РФ; субвенций бюджетам субъектов РФ; иных межбюджетных трансфертов субъектов РФ; межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

В Республике Саха (Якутия) в соответствии со статьей 14 Закона «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РС (Я)» финансовая помощь из республиканского бюджета местным бюджетам предоставляется в следующих формах: 1) дотаций из фонда финансовой поддержки МО на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности; 2) субсидий на финансирование отдельных расходов; 3) субвенций из региональных фондов компенсаций.

В свою очередь, выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности МО осуществляется путем: предоставления дотаций из республиканского бюджета; изменения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, передаваемых бюджетам МО; передачи субвенции из местного бюджета в республиканский на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Общий объем и распределение дотаций из фонда финансовой поддержки муниципальных образований утверждаются законом Республики Саха (Якутия) о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Размер дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности по муниципальным образованиям определяется по единой методике, утвержденной Правительством Республики Саха (Якутия).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru