Современные формы и методы межбюджетных отношений в РС , направления их развития

Страница 5

В Бюджетном послании на 2012-2014 гг. Президентом РФ высказывалось предложение увеличить долю субсидий, распределяемых между бюджетами субъектов РФ до начала финансового года федеральным законом о федеральном бюджете, а также закрепить за субъектами РФ право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляемых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений их расходования. Реализация этих двух положений бюджетного послания крайне актуальна и для Республики Саха (Якутия).

Что касается дотаций, то в Республике Саха (Якутия) продолжается процесс совершенствования разработанных методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. В 2009 г. в рамках антикризисных мероприятий объем дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов был увеличен на 864 млн. руб., что позволило оказать нуждающимся муниципальным образованиям необходимую финансовую помощь.

Анализ таблицы 2.3.1 показывает, что республиканская финансовая помощь оказывает существенное влияние на формирование доходной базы бюджетов МО, в значительной степени компенсируя их дефицит. Автором 445 бюджетов муниципальных образований РС (Я) классифицированы на группы – в зависимости от доли межбюджетных трансфертов (рис. 2.3.1).

Сложившаяся группировка муниципальных образований, во-первых, показывает, что подавляющее число МО (80,2%) более чем на 90% балансируют свои бюджеты за счет межбюджетных трансфертов.

Рис. 2.3.1 Группировка МО по доле межбюджетных трансфертов в общем объеме доходов бюджета[56]

При этом, конечно, о реализации принципа самостоятельности бюджета каждого уровня, декларированного БК РФ, говорить не приходится. Во-вторых, мы видим высокую дифференциацию территориальных муниципальных единиц по уровню доходов.

Лишь у двух муниципальных образований из 445 наименьший удельный вес финансовой помощи в общей сумме доходов, т.е. они достаточно устойчивы. У 357 территориальных единиц финансовая помощь свыше 90% (в основном это дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности и средства по взаимным расчетам, направляемые на финансирование передаваемых на местный уровень расходов республиканского бюджета). В результате чего проблема дефицита местных бюджетов в Республике Саха (Якутия) продолжает оставаться остро актуальной. Муниципальные образования не могут исполнить значительный объем бюджетных обязательств в силу слабости своей доходной базы, только малая часть из них в состоянии полностью профинансировать свои расходные обязательства.

Таблица 2.3.2

Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета местным бюджетам РС (Я) в 2012-2014гг. (прогноз)[57], млрд. руб.

Виды межбюджетных трансфертов

2012

2013

2014

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Сумма

Уд. вес, %

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности

8,6

24,3

10,1

27,1

10,1

25,3

Общий объем субсидий

4,0

11,3

2,7

7,3

3,2

8,0

Общий объем субвенций, из них:

22,8

64,4

24,4

65,6

26,6

66,7

Субвенции на выравнивание бюджетной обеспеченности

4,7

5,3

6,0

Итого

35,4

100

37,2

100

39,9

100

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru