Современные формы и методы межбюджетных отношений в РС , направления их развития

Страница 6

Данные об объемах и структуре межбюджетных трансфертов в 2012-2014 гг. свидетельствуют, что и в перспективе имеет место устойчивая тенденция роста объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам (таб. 2.3.2).

Таким образом, проведенная автором аналитическая группировка муниципалитетов по уровню финансовой помощи в доходах местных бюджетов наглядно показывает, что главным инструментом регулирования уровня доходов в бюджетах МО в РС (Я) остается распределение финансовой помощи, нежели налоговых и неналоговых платежей.

Мы вполне солидарны с позицией В.А. Гребенниковой и Е.А. Степановой, что «одним из действенных способов повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии доходной базы является закрепление за местными бюджетами дополнительных (дифференцированных) отчислений от федеральных, региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ»[58]. Данное право ранее было установлено Бюджетным кодексом РФ, но только на переходный период[59]. С 2009 г. соответствующая норма утратила силу.

Этот механизм замены финансовой помощи дополнительными (дифференцированными) налоговыми отчислениями уже успешно применялся в ряде российских регионов (например, в Вологодской области, Ставропольском крае). Как отмечает в своей статье первый зам. министра финансов Ставропольского края Л. Калинченко, в процессе замены дотаций дополнительными нормативами отчислений «использовались нормативы отчислений не только от налога на доходы физических лиц, но и других налоговых доходов (налога на прибыль, налога на имущество организаций, транспортного налога и др.). Как показывают результаты данной формы межбюджетного регулирования, это способствовало повышению обеспеченности муниципальных образований. Налоги, закрепленные за бюджетами муниципальных районов области по дифференцированным нормативам отчислений, сформировали в среднем половину их собственных доходов. В отдельных районах области доля доходов по передаваемым на замену дотации налогам достигала 60-80%»[60].

Автор считает необходимым отметить, что еще одним инструментом по предотвращению несбалансированности местных бюджетов в Республике Саха (Якутия) с 2008 г. стали выступать бюджетные кредиты из республиканского бюджета РС (Я) сроком до 3-х лет (рис. 2.3.2).

Рис. 2.3.2 План получения бюджетных кредитов местными бюджетами Республики Саха (Якутия) в 2008-2010 гг.[61]

Как видно из рисунка 2.3.2, объем бюджетных кредитов, запланированных на 2010 г., составлял 450 млн. руб. Однако, при внесении изменений в бюджет Якутии на 2010 г., на XV пленарном заседании Государственного Собрания РС (Я) депутаты увеличили лимит предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам еще на сумму 80 млн. руб. – в целях своевременного расчета местных бюджетов с поставщиками коммунальных услуг по жилищному фонду. В результате чего утвержденный план увеличился с 450 до 530 млн. руб. Предоставление бюджетных кредитов местным бюджетам инициирует ответственность глав муниципальных образований за целевое и экономное расходование бюджетных средств.

В условиях меняющейся финансовой ситуации применение такого механизма вместо увеличения объема дотаций является более эффективным методом выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, кроме того, оно направлено на выстраивание долговременной стратегии развития межбюджетных отношений1.

Президент РФ высказал по этому вопросу следующую точку зрения. Так, в Бюджетном послании на 2012-2014 гг. предлагается рассмотреть возможность последовательного сокращения поддержки региональных бюджетов за счет бюджетных кредитов и перехода к преимущественному использованию рыночных механизмов покрытия дефицитов бюджетов субъектов РФ, а объем предоставляемых бюджетных кредитов в очередном финансовом году увязать с предполагаемым объемом возвращаемых бюджетных кредитов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.smerchw.ru